Никогда и – всегда!

На сцене свои правила игры
На сцене свои правила игры

«В прошлом сезоне из репертуара Национального академического театра им. М.Горького исчез один из моих любимых спектаклей — «Земляничная поляна» Ингмара Бергмана в постановке Аркадия Каца. На мой взгляд, главная роль в этом спектакле замечательного артиста Ростислава Янковского — одна из лучших за последнее время. Есть ли надежда, что спектакль все–таки появится в афише театра в новом сезоне?»

О.Шестакова, Минск.

Осенью зрителей Национального академического театра им. М.Горького ожидает немало интересных премьер. Однако полюбившуюся «Земляничную поляну» мы по–прежнему не увидим, хотя надежда у многих поклонников таланта Янковского теплилась до последнего.

Этот спектакль, напомним, стал жертвой громкого скандала под лозунгом «В Минске нарушаются права драматургов!», который поднял начинающий минский драматург. Можно, конечно, поморализировать на эту тему, вспомнить Герострата или, к примеру, Павлика Морозова. Но – что сделано, то сделано... В результате зритель остался без спектакля, Ростислав Янковский без любимой роли, московский режиссер Аркадий Кац — без своего детища, которому отдал немало времени и сил. «У меня вырвали кусок сердца», — говорит теперь, когда эмоции немного поостыли, Янковский, исполнитель главной роли профессора Исаака Борга. Эмоции поостыли, но осадок, как говорится, остался. Да и здоровья актеру этот скандал явно не прибавил — не хочется нагнетать эмоции, но разговор наш проходил в больничной палате. «А чем плохо? Отличная палата, люкс!» — встретил меня шуткой Ростислав Иванович, как всегда, в прекрасном расположении духа.

— Мы оказались заложниками ситуации, — считает Янковский. — Бергману даже привезли кассету со спектаклем, но он брезгливо отмахнулся: «Не хочу об этом говорить»... Я понимаю, он — великий. Живет на острове. Но этот вопль, который здесь подняли... С одной стороны, тот драматург был прав: авторские права нужно защищать. Но с другой, я понимаю, на чью мельницу он льет воду. А спектакль сняли...

Говорят, что, в конце концов, Бергман вроде бы сказал: «Ну почему они взяли именно «Земляничную поляну»? Это моя личная история». И ее он почему–то никому не разрешает ставить. Потому что, видимо, главный герой Исаак Борг — сам Бергман. По сути, начало истории — это воплощение смерти человеческой. Но постепенно происходит медленное возрождение героя...

— Это очень серьезная вещь, — говорит Янковский. — И тем более сыграть ее в моем возрасте... Это отнимает силы, но усталость была приятная. Я ведь полагал, что ничего не получится. Мы с Кацем до последнего не могли угадать, кто пойдет на такой спектакль. Ну в конце концов какая–то интеллигентная публика придет, та, которая всегда приходит в театр... Но зритель повалил! У меня без конца до сих пор спрашивают: «Когда будете играть «Земляничную поляну?» И я грустно отвечаю: «Никогда»...

Сейчас я понимаю: особенно приятно было, что на этот сложный спектакль отозвалась молодежь. Наша новая поросль. Хотя она разная... Вспоминаю «Кинотавр»: большое количество девочек, мальчиков сериальных, которые называют себя гостями фестиваля. Их никто не знает. Но держатся они очень уверенно, похлопывают друг друга по плечу, целуются, на актеров старшего поколения внимания не обращают. Сейчас с «Кинотавра» вернулся Сергей Катьер, говорит: «Знаешь, мне там не за кого было зацепиться, не у кого интервью брать!» А они все идут и идут, эти мальчики и девочки, — актер задумался. — А вы смотрели наше «Доходное место»?

— Нет.

— Отличный получился спектакль! Там замечательно работает наш молодой актер и режиссер Паша Харланчук. Я вам сейчас прочту кусок финального монолога, — Ростислав Иванович на глазах неожиданно преобразился в самоуверенного чиновника Вышневского. — «Вот они, герои–то! Молодой человек, который кричал на всех перекрестках про взяточников, говорил о каком–то новом поколении, идет к нам же просить доходного места, чтобы брать взятки?! Хорошо новое поколение! Нет, Юсов, помнишь, какой тон был! Какая уверенность в самом себе! Какое негодование к пороку! Не ты ли говорил, что растет какое–то новое поколение образованных, честных людей, мучеников правды, которые обличат нас, закидают нас грязью?.. Признаюсь тебе, я верил, — шепотом продолжил артист. — И что ж оказывается! Вы честны до тех пор, пока не выдохлись уроки, которые вам долбили в голову; честны только до первой встречи с нуждой!.. Нет, вы не стоите ненависти — я вас презираю!» — артист вздохнул. — Очень актуальный спектакль. Когда–то его ставил Захаров с Андреем Мироновым в главной роли, но спектакль закрыли... Приходите, мы будем показывать его 1 октября.

— Спасибо...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter