Стратегии развития малого и среднего предпринимательства уже следуют регионы

Никаких препятствий в развитии бизнеса

НА этой неделе Совет Министров утвердил стратегию развития малого и среднего предпринимательства (МСП). Его доля к 2030 году в общем объеме валовой добавленной стоимости должна достичь 50 процентов. Этот показатель, предусмотренный программным документом, сопоставим с долей частного бизнеса в развитых странах Европейского союза. И, выходит, вполне достижим.



Получается, субъектам МСП придется добавить вдвое, ведь сейчас они формируют лишь более четверти валовой добавленной стоимости страны. В 2014 году было почти 30 процентов, но мировой финансовый кризис сказал свое веское слово. Сейчас идет поступательное восстановление позиций после рецессии. Однако развитие, которое показывает сектор МСП, имеет высокий потенциал. На него приходится более одной третьей части платежей в доходах республиканского бюджета, около одной второй части экспорта товаров. Белорусский малый и средний бизнес сегодня — это 110 тысяч юридических лиц, 236 тысяч индивидуальных предпринимателей. 73 процента из них заняты в сфере услуг, 27 процентов — в производстве. И каждый третий наемный работник занят в секторе МСП.

Стратегию развития малого и среднего предпринимательства Правительство планирует реализовывать в два этапа. На первом будет усовершенствована институциональная база и инфраструктура. Во время основного этапа (2021—2030 годы) планируется создание и функционирование конкурентоспособного и адаптивного предпринимательского сектора национальной экономики.

Заметим, что уже с начала 2018-го мы встали на путь совершенствования. В начале года заработали на полную мощь инструменты по значительному улучшению условий ведения бизнеса. Это президентские Декрет № 7 «О развитии предпринимательства» и Декрет № 8 «О развитии цифровой экономики», Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания».

Статистика придает уверенности: новации уже возымели положительный эффект в регионах. Возьмем, к примеру, Гродненщину. По состоянию на 1 октября около 4,5 тысячи жителей области открыли свое дело на условиях самозанятости. По сравнению с аналогичным периодом 2017-го количество тех, кто работает по заявительному принципу с уплатой единого налога, возросло почти на 2 тысячи человек. Наиболее популярной среди предпринимателей региона по-прежнему остается продажа произведений живописи, графики, скульптуры, изделий народных художественных ремесел, продукции цветоводства, декоративных растений, их семян и рассады. А в сфере оказания услуг лидирует репетиторство, причем с каждым годом количество преподавателей на дому увеличивается. На втором месте — парикмахерские услуги и отделочные работы. Открыть свое дело можно в течение дня. Все просто. Стоит только обратиться с уведомлением в налоговый орган по месту жительства, указав в нем вид деятельности, период и место его осуществления. После уплаты единого налога, сумму которого рассчитывает налоговый инспектор, деятельность уже может быть начата.

Показал себя на практике и Указ № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания». За первые шесть месяцев 2018-го его льготами воспользовались 667 субъектов хозяйствования, в том числе 496 ИП. Любопытный факт: число предпринимателей, получивших льготы, пропорционально размерам территорий, определенных решениями областных Советов депутатов. Они же, кстати, могут дополнительно корректировать сформированные перечни и вносить в них новые территории. Этой возможностью воспользовалась Минская область. Раньше в перечне по Указу № 345 находились 424 населенных пункта — это 8 процентов сельских территорий области. Сегодня его расширили до 4031 пункта — 77 процентов сельских территорий. Теперь льготы при организации торгового, бытового обслуживания и общественного питания стали доступны предпринимателям и бизнесу в деревнях с численностью жителей до 210 человек.

Очевидно, что либерализация процессов в организации бизнеса, на которую нацелена нормативно-правовая база, должна дать хорошие дивиденды для развития экономики. Преференции для своего дела ощутимы, они в действии. К тому же сами предприниматели отмечают прогресс в развитии диалога бизнеса и власти. Показатель удовлетворенности им, по информации Республиканской конфедерации предпринимательства, с февраля 2014-го по февраль 2018 года вырос в 4,5 раза.

uskova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter