Ничто не забыто?

Польские газеты довольно часто упоминают о том, что в рабочем кабинете канцлера Ангелы Меркель висит миниатюрный портрет Екатерины II. Уж не знаю, много ли в Польше журналистов, кого она приглашала к себе в гости и которые могут этот факт подтвердить?
Польские газеты довольно часто упоминают о том, что в рабочем кабинете канцлера Ангелы Меркель висит миниатюрный портрет Екатерины II. Уж не знаю, много ли в Польше журналистов, кого она приглашала к себе в гости и которые могут этот факт подтвердить? И вообще, является ли симпатия к германской принцессе, взошедшей на российский престол и уже с него разделившей Речь Посполиту с сопредельными государствами, достаточным основанием подозревать в худшем нынешнее руководство Германии? Наверняка нет, но таков уж современный политический тренд в Польше — вспоминать немцам все их прежние грехи. Как это сделал на последнем саммите Евросоюза премьер–министр Ярослав Качиньский. Когда речь зашла о том, что вес той или иной страны при принятии решений должен зависеть от количества населения, брат–близнец президента предложил учесть поляков, погибших во Второй мировой войне. «Мы требуем лишь одного — вернуть нам то, что у нас отняли. Если бы не военные годы, Польша была бы страной с 66 миллионами жителей», — камеры запечатлели, как ползли вверх брови на лицах европейских лидеров, собравшихся в Брюсселе. Ангеле Меркель нечего было ответить Ярославу Качиньскому. Но соблюдать политес сегодня в Варшаве никто не намерен. Особенно когда на носу парламентские выборы. Политологи прогнозируют появление еще более скандальных высказываний на тему отношений с Германией в частности и ЕС в целом.

Досрочные парламентские выборы в Польше состоятся 30 сентября. В этот же день, к слову, будут определяться с депутатами и другие наши соседи — украинцы. В обеих странах уже наблюдается ожесточенная борьба внешнеполитических программ соперничающих партий. «Право и справедливость» Качиньских, которая постарается сохранить за собой контроль над сеймом, по всем признакам будет разыгрывать германскую карту. Выбор, надо сказать, вполне очевиден. Попытка активистов из конкурирующей организации набрать политические очки в Беларуси провалилась. Россия так вообще не слишком обращает внимание на Польшу, предпочитая даже по вопросу размещения американской ПРО разговаривать либо с Евросоюзом, либо напрямую с США. Остается Германия, с которой отношения у братьев–близнецов не сложились с самого начала...

Спор с Берлином, несмотря на всю эмоциональность, касается довольно серьезных вещей. Вот как Ярослав Качиньский объяснял германской «Вельт», почему он затронул тему мировой войны на саммите ЕС: «В Германии избирательно относятся к воспоминаниям. Она была не жертвой войны, а агрессором. После поражения в битве под Москвой и вступления в войну США стало ясно, что Германия ее проиграет. Но элиты не сделали ничего, за исключением слабого заговора против Гитлера в 1944 году. Не существовало широкомасштабного движения сопротивления. Если у кого–то сложилось впечатление, что страдания Германии сравнимы с польскими, это вызывает определенное беспокойство».

Особенное беспокойство у Варшавы вызывает существование в Германии так называемого Союза изгнанных. Это общественная организация, объединяющая семьи немцев, которые были выселены с территорий, отошедших Польше после Потсдамской конференции. Они требуют возвращения или компенсации за оставленную собственность, в частности культурные ценности. Среди них рукопись Концерта № 27 для фортепиано Моцарта, примечания Бетховена к его Симфонии № 8, работы Гете и т.д. Министр иностранных дел Польши Анна Фотыга на днях категорически отвергла эти претензии. Бесценные экземпляры, заявила дипломат в интервью газете «Выборча», «были брошены бежавшими нацистами, так что согласно международному праву они принадлежат Польше». Зато Варшава намерена потребовать от Германии выплатить около 20 миллиардов долларов за культурные ценности, вывезенные в годы оккупации.

Немецкий политолог Александр Рар охарактеризовал нынешнюю предвыборную кампанию как «неприятную и неаппетитную». Ведь ультраправые партии борются за голоса еще «неевропеизированных поляков». Руководство ЕС раздражено подобными приемами политической борьбы в Варшаве, которые выражаются в нападках на соседей, считает Рар.

Подтверждением того, что Польшу ожидают громкие скандалы, стала вчерашняя новость о задержании бывшего министра внутренних дел Януша Качмарека. После отставки, случившейся несколько недель назад, он выступил в сейме с сенсационным докладом об организации польскими спецслужбами массового прослушивания лидеров оппозиции и членов правительства и перешел из лагеря сторонников Качиньских в стан противников. Такой политический маневр может привести его на нары... Интересно, что будет дальше?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter