«Сеять и сажать нужно в полню, а пчелы ставить — в молодик».
НОВШЕСТВО последних лет: в газетах печатают лунный календарь для садоводов и огородников. Рекомендуется, в какие дни и часы выполнять те или иные работы. Новшество? Посмотрим, что об этом говорили старые календари.
Давние хозяева тоже следовали похожим наставлениям. Полистаем «Календарь по народным преданиям в Воложинском приходе Ошмянского уезда» (1867 г.).
«Время фазисов Луны неукоснительно примечается народом. Они называются по-местному квадрами. Но собственно крестьян интересует не астрономическая пора четырех видоизменений Луны, а только — когда настанет молодик, полнь и ветошок. Молодик — собственно новая луна, в виде узенького серпочка, впервые показавшаяся на западе, через 2 или 3 дня после астрономической поры новолуния; полнь — полнолуние, а ветошок — это самый маленький рожок ущерба, в последнюю четверть показывающийся на востоке перед самым рассветом. И если кто из народа упустит из виду, когда настанет молодик, то непременно об этом справится...
Неизвестно почему, молодик вызывает какое-то суеверное благоговение в народе. Впрочем, от новолуний народ всегда ждет атмосферических перемен: или погоды после дождей, или дождя после ветра. Говорят, что молодиком хорошо ульи ставить — дескать, пчелы собираются; опять, если третьего дня, как завидят молодика, привить деревцо, то третьего года плоды будут; разве — рука худая. Перед полнею, дескать, самое лучшее время кабанов колоть, легчать (выложить) жеребцов, бычков, кабанчиков и т. п., чтобы полнели; сажать птиц для насеста, сеять и сажать в огороде, срубать лес на постройки, а главное — хату закладывать, чтоб была, что называется, полною чашею. Ветошком — самое лучшее на глисты давать детям и вообще предпринимать средства истребления вредных насекомых и червей в огороде».
В книге «Літоўская гаспадыня» (Минск, «Полымя», 1993 г., перевод с польского языка 1858 г.) читаем:
«Часта скардзяцца, што цяперашнія будынкі нетрывалыя, але ніхто не звяртае ўвагі на прычыну гэтага зла, ніхто не спрабуе яго прадухіліць.
Галоўная ўмова моцы дрэва — адпаведны час яго нарыхтоўкі. Ёсць пэўная пара, калі трэба сячы, а менавіта, як сокі са ствала ідуць у зямлю, позняй восенню.
Нельга сячы ў поўню, бо якраз тады адбываецца нейкае ўзрушэнне раслінных сокаў, а чым больш іх застанецца ў дрэве, тым хутчэй яно прыжывецца».
* * *
«Нашы сяляне, часам маючы правільныя назіранні за рэчамі, што іх датычацца, ніколі не колюць кабаноў у маладзік. Яны сцвярджаюць, нібыта сала тады вельмі неэканомнае, яно курчыцца і сціскаецца пры гатаванні. Таксама, калі парсюка забіць у трэцюю квадру месяца, мяса зачарвівее. Таму, па іх меркаванні, лепш за ўсё калоць ля поўні, а пры неабходнасці — і ў апошнюю фазу месяца».
А теперь полистаем «Северо-Западный календарь на 1888 год». А именно на лето. Девизом этой поры было: «Кали грыбна, так и хлебна».
«12 июня. День святой Троицы.
Крестьяне на Троицу украшают свои дома изнутри и снаружи молодыми березками, рябинами, кленами, другими лиственными деревьями, пол в хате и двор посыпают аиром.
12 июня. Святого Онуфрия.
«Кали суница (земляника) красна, не сей овса напрасно».
До обеда еще можно сеять белое зерно (овес), а после обеда нужно уже сеять черное (гречиху); поэтому в этот день обыкновенно начинают посев гречихи.
20 июня. Начало Петрова поста.
С наступлением Петровки начинаются толоки, то есть работы всем миром на каждого хозяина по очереди.
23 июня. Канун Рождества Ивана Предтечи — Купала.
1 июля. Кузьмы и Демьяна.
Около этого времени приходится самый разгар сенокоса и начинается уборка озимого хлеба.
20 июля. Илья.
«На Илью полную печь хлеба налью».
1 августа. Первый Спас.
6 августа. Второй Спас.
«Спас — досыць хлеба ў нас».
«Прыйшоў Спас — і лета ад нас».
На Спас крестьяне приносят в церковь для освящения рожь, которая потом примешивается ко ржи, предназначенной для посева. Кроме ржи, освящают в этот день плоды и вновь подрезанные соты меда. Со Спаса начинается посев озимого хлеба.
15 августа. Успение Пречистой Богородицы.
«Прыйшла Прачыстая — усё абчысціла».
В этот день, так же, как и на Спас, освящают рожь и пшеницу для посевов. В некоторых местах Минской губернии приносят для освящения колосья ржи и пшеницы, перевитые полевыми цветами».
Своя приметливость, своя мудрость хозяйствования была в старых календарях, не так ли?
Ныне люди снова верят в лунный календарь и по его советам многое делают в саду и огороде.