Ничего святого...

Недавно ранним утром около станции метро "Московская" я наблюдала такую картину.
Недавно ранним утром около станции метро "Московская" я наблюдала такую картину. Женщина рвала на клумбе цветы и складывала их в две огромные сумки. Когда я окликнула ее, стала звать милицию, женщина быстро убежала. Этот случай не дает мне покоя. Я приехала в Минск в 1959 году, работала в школе, воспитательницей в детском саду. За 40 лет моей работы мы с детьми посадили и вырастили очень много цветов и деревьев. Еще до войны наша столица славилась своей чистотой, высокой культурой, изобилием зелени. Ко мне в гости часто приезжают родственники из России, Украины, мои бывшие ученики. И все они восхищаются красотой и чистотой Минска. Сейчас очень много делается для того, чтобы благоустроить каждый уголок нашей страны. А тут без зазрения совести женщина вырывает с корнями великолепные и дорогостоящие цветы, перепродает их на рынках или возле кладбищ. Думаю, наказывать таких людей нужно со всей строгостью, иначе нам трудно будет сохранить красоту нашего города, воспитать у детей чувство прекрасного.

Елизавета ИВАНЧИКОВА, Минск.



К труду приучены с детства

В апреле 2003 года мне исполнилось 60 лет, и я получил право выхода на пенсию по возрасту. В собесе Хойникского райисполкома мне засчитан трудовой стаж с 16-летнего возраста - с 1959 года. В итоге получилось 44 года при максимальном - 45 лет. Да, я начал постоянно работать с 1959 года, но во время каникул в школе выходил на работу в полеводческую бригаду совхоза "Судново": в 1956 году - 31 день, в 1957 году - 68 дней, в 1958 году - 66 дней. Это архивные данные совхоза "Судново", предоставленные мной в райсобес, но эти 165 рабочих дней не зачислены в мой трудовой стаж. Потому что в 1959 году мне исполнилось 16 лет, а раньше этого возраста, согласно существующему в стране закону, социальные органы засчитывать трудовой стаж не имеют права. Я не оспаривал это в райсобесе. Хотя разве не похвально, что мы с нетерпением дожидались школьных каникул, чтобы помогать взрослым? И мой трудовой стаж ни разу не прерывался даже на один день. А решить, как мне кажется, важную для многих жителей страны проблему считаю необходимым. Например, в союзной России трудовой стаж гражданам засчитывается с 14-летнего возраста.

Евгений БЕЛАШ, Хойники.



Смог над деревней

Заброшенный песчаный карьер на окраине нашей деревни Старое Село превратился для ее жителей в настоящий кошмар. Раньше сюда свозили то строительный мусор, то порченые овощи с ближайшей базы, то бытовой хлам. Но в прошлом году бесхозная мусорка превратилась в мини-полигон для утилизации отходов Гатовского жилищно-коммунального хозяйства. Мусоровозы пошли сюда оживленным потоком. В итоге в нескольких сотнях метров от старосельских дворов возникли горы бытового мусора, источающего смрад.

Так как рабочий на свалке всего один, то и контроль над ней осуществляется лишь днем 5 раз в неделю. Остальное время там хозяйничают все, кому вздумается, - от местной ребятни до бомжей, быстро облюбовавших "тепленькое" местечко. Часто мусор поджигают - то ли для развлечения, то ли для обогрева. Горят резина, пластмасса и прочая "химия", окутывая ядовитым дымом деревню и окрестности. При северо-западном ветре смрадный смог доходит до автострады Минск - Гродно. На прошлой неделе тушить мусор приезжали пожарные.

Вот и получается, что мы обречены постоянно жить в зловонном чаду...

Алексей РЕДКИН, д. Старое Село Минского района.



Чтобы урок был впрок

Должен признаться, работая 22 года завучем в сельской школе, мне приходилось заниматься реформированием, порой не понимая, в чем заключается эта реформа. Все реформаторы сначала должны четко определить: почему необходимы перемены, каковы их цель и механизм преобразований. Необходимо наметить основные приоритеты. Не лишним будет и представление о том, каким станет общество через 10 - 15 лет.

Подготовительный процесс реформ длительный и очень важный. Ни в коем случае нельзя забывать, что основной фигурой в этом процессе является ребенок. Разве мыслимо, чтобы ученики занимались по 7 - 8 часов в школе, а потом еще 3 - 4 часа выполняли домашнее задание! Ведь даже у взрослых рабочий день 7 - 8 часов. Учебная нагрузка, по-моему, должна быть: в 1 - 4-х классах - 4 часа, 5 - 8-х классах - 5 и 9 - 11-х классах - 6 часов в день, не более. Как этого добиться? Провести ревизию школьных программ, сократить их в 2 - 3 раза. Учебные программы - наиважнейшее звено в любой реформе школы, и к их составлению нужно обязательно привлекать учителей-практиков.

И еще школе должно помогать телевидение. Конечно, телеурок не заменит учителя. Но должны быть познавательные, обобщающие лекции. Они и восполнят ту часть программы, которая будет сокращена. Транслировать такие передачи нужно не в учебное время, а в удобное для учеников, желающих познавать науку "с корня".

Николай БОРУШКО, педагог с 39-летним стажем, Березовский район.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter