Ничего личного

Смотрите вверх! Давным-давно в польском журнале "Шпильки" я видела карикатуру, которая произвела на меня, юную, сильное впечатление.
Смотрите вверх!

Давным-давно в польском журнале "Шпильки" я видела карикатуру, которая произвела на меня, юную, сильное впечатление. Вообразите: идет кот по строительной площадке и смотрит вверх. А там, на лесах, дяденька (такой недобрый!) стоит. В одной руке кирпич держит, в другой - "краковскую" колбасу. Причем той рукой, в коей кирпич, субъект подозрительно замахивается на животное (которое, в свою очередь, весьма страдает, глядя на колбасу). Дядька коту говорит: "Нема каски, нема килбаски!" Наверное, имелось в виду: тем, кто без каски, о колбасе мечтать нечего, а вот кирпичом по голове схлопотать можно. Кота мне было ужасно жаль.

Спустя энное количество лет я вспомнила эту картинку. Сейчас скажу почему. Давайте сначала представим ситуацию: в самом благодушном настроении вы идете через двор в центре столицы. При этом ни строительной площадки, ни лесов, ни дядьки с кирпичом в радиусе 500 метров не наблюдается. Каски у вас, разумеется, тоже нет, да и зачем она вам, когда вы собрались всего лишь в магазин, как раз купить что-нибудь вроде колбасы. Проходите арку, соединяющую двор с проспектом Скорины, и вдруг... в метре от вас раздается оглушительный грохот! Под "обстрелом" осколков вы в ужасе подпрыгиваете до небес, потом шарахаетесь в сторону и оглядываетесь. То, что вы видите, приводит в состояние шока. Оказывается, прямо у ног разлетелся вдребезги увесистый кусок бетона (длина около 1 м, ширина 15 см). Размеры бетонной "килбаски" вы определяете почти точно, потому что, подняв голову, обнаруживаете на третьем этаже (прямо над собой) белый балкон, украшенный массивной лепниной, и внушительную черную "колею" на том месте, где совсем недавно была свалившаяся штуковина. Нервно продолжая двигаться в нужном направлении, вы неожиданно останавливаетесь, вытряхиваете из обуви мельчайшие детали балкона и, обливаясь холодным потом, внезапно осознаете, что вас могло бы уже и не быть на этом свете. Мысль заставляет содрогнуться и восторжествовать: "Пронесло!"

Если думаете, что описанная картинка - плод воображения бумагомарателя, измученного поиском тем, то глубоко ошибаетесь. Это произошло совсем недавно с одним моим знакомым, следовавшим в описанном настроении по описанному маршруту. Кусок бетона отвалился от дома N 18 по проспекту Скорины и едва не пришиб его, несчастного, насмерть. Утром дворники оперативно смели "следы преступления".

Поскольку все кончилось как нельзя более удачно, можно было бы поздравить приятеля со вторым рождением, и дело с концом. Но, к несчастью, в начале 80-х я была свидетелем по-настоящему трагической картины. Отвалившийся от здания, расположенного на проспекте Ленина, кусок лепнины убил выходящую из магазина "Дружба" девушку. После этого, помнится, началась не слишком масштабная кампания, в ходе которой от фасадов отдирали ненадежные архитектурные излишества, проводили разъяснительно-карательные мероприятия. Шутки шутками, но дядька из "Шпилек" оказался в чем-то прав: без каски (особенно по весне) ходить опасно - никогда не знаешь, где тебя настигнет судьба.

В связи с вышеизложенным, у меня возник вопрос. Должен ли кто-то контролировать состояние фасадов зданий и насколько ревностно это делается? Ответ мне дал заместитель начальника ГП УЖХ Мингорисполкома Александр Северин. Оказывается, "с февраля по апрель частая смена температур и талая вода действуют как источник активных разрушений". Поэтому "существует система осмотров жилого фонда в весенний и осенний периоды для определения объемов планово-предупредительных ремонтов". Сейчас, по идее, эта работа идет полным ходом. Кроме "системы осмотров", есть и решение Минского горисполкома. В этом решении речь идет конкретно о балконах и других выступающих частях зданий, представляющих угрозу для здоровья и жизни человека. Словом, вопрос на контроле, и все эти выступающие части у нас простукивают и осматривают. (В скобках заметим, что источники активных разрушений, как выяснилось, действуют более эффективно, чем в некоторых ЖЭСах отлажена система осмотров.)

- А почему, - спросил меня Александр Васильевич по завершении консультации, - этот ваш знакомый сразу не сообщил о происшедшем? Как он теперь докажет, что это было в действительности?

Сразу я не нашлась, что ответить. Но вот что пришло в голову потом: а никто ничего доказывать и не собирается! Человек был "на волоске", остался жив - и чрезвычайно рад этому. А если на тех, кто простукивает и осматривает, не произведет впечатления мой рассказ, то пусть подумают хотя бы о том, что в злополучный момент, когда бетонная "колбаса", наметив жертву, стремительно летела вниз, "на волоске" (в известном смысле) были и они. Кстати, балкон над аркой не отремонтирован по сей день, так что нет гарантии, что в один не совсем прекрасный день бетонный "снаряд" не осуществит более точный полет на чью-нибудь голову. Сплюнем три раза через левое плечо и по возможности будем смотреть вверх!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter