Ничего личного

Слушать можно, если есть что сказать Я в сложном положении.
Слушать можно, если есть что сказать

Я в сложном положении... Недавно пришла в совершенно растрепанных чувствах с мероприятия, которое готовили четыре серьезные организации: Минобразования, представительство Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Беларуси, Национальная комиссия по правам ребенка и Национальный центр художественного творчества детей и молодежи. В зале, оформленном весьма приятно, должна была состояться беседа между взрослыми и детьми. Я полагаю, разговор начистоту. Не склока какая-то, разумеется, но достаточно свободный обмен откровенными мнениями. Интересно, думаю. Надо послушать: вон их у наших детей сколько, этих мнений. Не успеешь прийти домой, как тебе целый ворох всяких школьных "фишек" родные чада набросают. В 70 процентах случаев они, конечно, не правы, но есть и 30 процентов правоты, о которой можно было бы поговорить. А тут такая возможность!

Все располагало к неформальному общению, в том числе и тема: "Прислушиваться к детям и обеспечивать их участие". Слегка расплывчатая, но вполне способная к развитию. Задумка, как я понимаю, предполагала некий "драйв". Мол, выступят, как положено, основные лица: изложат некие мысли, объяснят, о чем речь и зачем все это честное собрание тут сидит. А потом подростки, коих было - на глаз - столько же, сколько и взрослых, развернут дискуссию. Зададут вопросики на засыпку и заставят кое-кого задуматься. Тем более что, как выяснилось, никто ничего против не имеет: не раз звучала фраза (немного смутившая меня): "Ваше мнение (мнение детей. - Авт.) может влиять на государственные решения!" Я прямо охнула... А детки и глазом не моргнули. Наверное, в отличие от меня, они знали об этом раньше. В общем, услышав такое, я и впрямь заинтересованно прислушалась.

Честное слово, хочется быть белой и пушистой! Хочется так по-доброму легкой репортерской рукой написать: мол, вот какие острые вопросы поднимались! Взрослые прислушались и все проблемы тут же - на карандаш. Все записано, зафиксировано. Сейчас пойдет работа. Ведь не зря же собралось столько народу и все присутствующие разделились на два лагеря: "мир взрослых" и "мир детей". Не зря замминистра в своем получасовом выступлении взволнованно говорила: "Мы не понимаем друг друга!" (дети и педагоги, дети и родители), "Каждое новое поколение - это новый народ", "Скажем детям: "Да!" и так далее. Очень эмоциональное выступление, правда. Я нисколько не иронизирую, лишь только скорблю. Потому что хочется действительно быть белой и пушистой. Но для этого нужно сильно поднапрячься: развить фантазию до состояния бурного потока, заразиться пионерским энтузиазмом, представить себе светлые горизонты и всякое такое чудесное, что приветствуется на разных уровнях в отечественных и международных детских (молодежных) организациях. Но, видите ли, слушая выступления из "мира взрослых" и "мира детей" во время "круглого стола", посвященного Международному дню защиты этих самых детей, я совершенно четко поняла, что с пионерским азартом у меня явные проблемы. Может быть, возраст, может, характер уже не тот или еще какие-то причины. Как бы то ни было, я не смогла сообразить, откуда среди активистов разных движений (похоже, приглашены были именно активисты из подростковой среды: пионерская организация, Белорусский союз молодежи, клубы ЮНЕСКО) такое подобострастие? "Мы так рады, что мы активисты!" Или: "Как хорошо, что в школе десятибалльная система, спасибо вам!" Ну и ну! Вот вам и пионеры третьего тысячелетия! Ну и активисты молодежного движения! Нужно было хотя бы заглянуть в программу, где значилось "проблемное поле". Не буду полностью цитировать, но поверьте на слово: шесть конкретных глобальных проблем предлагалось обсудить. Было и нечто непонятное, вроде: "Ответственность взрослых за услышанное и понятое" (однако!). Ну да ладно, не будем придираться. Очень умные формулировки, касающиеся "современных принципов взаимодействия детей и взрослых", превратились в пшик... Вот сейчас я задумалась: почему? Да, наверное, потому, что "активисты" наши из "мира детей" в рот воды набрали, будто им и сказать нечего, будто они не из школ и гимназий явились, а из инкубатора, где ничего не происходит. Неужели им сказать нечего? Или они с младых ногтей учатся только "выступать"? Так хватит нам ораторов из "мира взрослых" - я не об участниках "круглого стола" сейчас говорю, а в целом.

Что касается взрослых, скажу вот что. Если бы это были какие-нибудь неуважаемые лично мною и обществом организации, я бы просто забыла об их инициативе - и дело с концом. Но на их счету масса полезных дел! А "круглый стол", многообещающе названный "Прислушиваться к детям и обеспечивать их участие", меня разочаровал.

Может, мне не надо было прислушиваться?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter