Корреспондент «Знаменки» вспоминает, как ее обмануло риелторское агентство

Ни жилья, ни денег

Как меня обмануло риелторское агентство




Не забудьте кошелек


Я снимала жилье в Минске семь лет. Как-то на досуге подсчитала, что потратила на чужие квартиры больше восьми тысяч долларов – этих денег вполне хватило бы на то, чтобы внести первый взнос за свою собственную. Было много всего: и разборки с соседками, чья очередь мести под кроватью, и совместные походы в кино и на каток. И проблемы с бабушкой-хозяйкой, которая периодами впадала в маразм и начинала уверять, что мы испортили ее холодильник (желтый от времени тридцатилетний «Минск»), потому что раньше молоко в нем хранилось четыре дня, а теперь скисает за три.

Обычно жилье находило меня само: то двоюродная сестра предложит составить ей компанию, то окажется удачным первое же найденное в сети объявление. Только однажды я оказалась в сложной ситуации: была зима, предложений по аренде – ноль. Открыла какой-то сайт и – о чудо! – сразу же нашла объявление, что две студентки срочно ищут соседку. Десять минут до метро, район хороший, плата умеренная. Дрожащими от радости руками набрала указанный номер – и попала в риелторское агентство.

– К сожалению, там уже нашли человека, – посочувствовала мне приятная девушка-риелтор. – Но у нас огромная база квартир и комнат в нужном районе. Подъезжайте, оформим договор и выдадим вам список адресов и телефонов. Только учтите: мы работаем по предоплате, так что с собой нужно иметь энную сумму.


Абонент временно недоступен


Я примчалась в офис (крошечная комнатка с двумя столами и четырьмя телефонами), заплатила деньги и подписала договор с агентством, по которому оно обязывалось «оказывать услуги информационного характера». После того как все нюансы были улажены, у меня на руках оказался список из пяти номеров. Выйдя на улицу, принялась за обзвон. Один номер оказался несуществующим, еще два не отвечали, а по четвертому заученно отрапортовали, что комнату только-только сдали – ну вот буквально пять минут назад.

Наконец, мне повезло: девушка по ту сторону трубки сказала, что действительно ищет соседку, так как ее подруга на днях переезжает в другой город. «Смотрины» были странными: в комнате, которую мне предложили снять, не ощущалось никаких признаков грядущего переезда. Не было ни коробок с вещами, ни распахнутых чемоданов: в шкафу аккуратно висела одежда, а на письменном столе мирно покоились стопка конспектов и ноутбук. Когда я предложила предоплату, девушка смутилась, и мы договорились созвониться вечером. А вечером услышала: мол, мне очень жаль, но хозяйка решила поселить в этой комнате свою внучку. Уже потом меня просветили, что, скорее всего, «хата» была подставной. И что в этой комнате жила та самая приятная девочка-риелтор, которая и не думала куда-то съезжать.

Связаться с агентством у меня не получилось: видимо, они занесли мой номер в «черный список». Конечно, нужно было съездить в офис и попытаться вернуть свои деньги, но я постеснялась. А жилье на следующий день нашла в интернете – просторную комнату с видом на «националку», где прожила два года.


Зачем платить за воздух?

Бывший риелтор Анастасия А. согласилась прокомментировать ситуацию:

– Все серьезные агентства работают по факту – это когда вы сначала выбираете квартиру и только потом заключаете договор и оплачиваете услуги посредника. Правда, это удовольствие не из дешевых: за услуги придется отдать от 10 базовых (сегодня это от 210 рублей. – Прим. «ЗН»). С агентствами, работающими по предоплате, советую не связываться – только выбросите деньги на ветер (их услуги стоят около 100 рублей). В 90 процентах случаев они просто берут объявления из интернета и выдают их за свои эксклюзивные предложения, причем часто без ведома хозяев. Несуществующие телефоны, «подставные» квартиры, которые по факту оказываются жильем самих агентов или их знакомых, – все это имеет место. Несмотря на то что газеты и интернет буквально кричат: «Не дайте себя обмануть!», все равно находятся наивные арендаторы, готовые платить за воздух.

Юрист Константин Такопуло считает, что вернуть свои деньги можно:

– Если агентство взяло предоплату, но услуга была оказана некачественно, шанс вернуть деньги есть. Для этого можно обратиться за помощью в общество защиты потребителей. А можно написать претензию самостоятельно – указать реквизиты фирмы, свой адрес, паспортные данные и подробно описать все обстоятельства. Идеально приложить копию договора, чека, анкеты, которую вам пришлось заполнять. Чтобы бумаги не легли под сукно, их лучше отправить заказным письмом, не забыв сохранить квитанцию об отправке. Или принести самостоятельно и настоять, чтобы в приемной поставили отметку «получено». В этом случае агентству придется их рассмотреть.

Сколько стоит квартира в Минске?

Зоя Космач из Молодечно ищет жилье для дочери-первокурсницы и уже изучила рынок недвижимости вдоль и поперек:

– Однушка по линии метро обойдется в 200–250 долларов, двушка – 240–280 в зависимости от расположения и состояния квартиры. Отдельная комната – 80–120. Причем если раньше студенты старались кооперироваться, то сейчас никто не заморачивается: в одной комнате может жить семья с ребенком, в другой – работающая девушка, в третьей – парень-студент. Это стало для меня откровением.

Пока ищем жилье сами, но напрямую связаться с хозяевами сложно: больше половины объявлений – от агентов. Причем некоторые маскируются под собственников, а потом играют в дурачка: «Не знаю, почему у вас написано, что это телефон владельца. Наверное, компьютер что-то перепутал». Еще одна агентская фишка – размещать на сайтах фотографию одной и той же квартиры, но при этом указывать разные адреса, чтобы привлечь больше клиентов.

Попадаются и оригинальные объявления: одно из них я даже сохранила на память. Предлагая снять «убитую» однушку, хозяин пишет: «Есть немолодая, но гордая кухонная мебель, ретрохолодильник, шкаф, полный скелетов» – и все в таком духе. Была бы меньше цена, мы б ее точно сняли.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter