Ни один ветер не мог прогнать пасхальный аромат

В Осиповичском районе корреспонденту «СГ» показали все многообразие постной кухни

ДОМ Регины Бондарь заметно выделяется на деревенской улице Липеня: ярко-желтый фасад, синие с белым ставни на приветливых окошках, а за стеклами — алые цветы герани (усадьба из года в год попадает в десятку лучших деревенских подворий). А еще о Регине Ивановне отзываются как об одной из лучших липенских кулинарок. Оладушки «от Ивановны» во рту тают, а вкус квашеных кочанов капусты долго не могут забыть даже те, кому довелось их попробовать хоть раз… Регина Бондарь всегда готова с соседками рецептом поделиться. Правда, замечают, какой бы искусной не была иная хозяйка, трудно ей точь-в-точь повторить даже самое простое блюдо Ивановны. Секрет? Говорят, что он в ее характере — веселом и добром, когда даже самая обычная краюха хлеба из рук хорошего человека кажется слаще любых угощений.

РЕЦЕПТОВ у бабушки Рени сотни. И все они не из книг и телепередач, а переданные по наследству от матери да бабушек. Времени ей в сутках мало, особенно весной. Мечтает, когда управится с огородом, обязательно возьмет удочку и выберется на свою любимую рыбалку…

— На заслуженном отдыхе не первый год, вот и «совершенствуюсь» в поварском искусстве. Счастье, что есть ради кого. На выходные приезжают дети, внуки, правнук. Обожают они мои блины из печи с творогом, маслом или ароматной мачанкой.

Рецепт, который предлагает липенская кулинарка читателям «СГ», вероятно, покажется простым — ячменная каша с луком и морковью. Но ведь блюда, которые готовили деревенские хозяйки в Великий пост, особыми изысками и не отличались. Обычно на это время в жизни сельчан выпадали весенние полевые работы, так что времени на приготовление еды оставалось всего ничего. Кашу, щи, картошку в чугунок — да в печь. А что повкуснее, старались приберечь на пасхальный стол.

ПОЧЕМУ же именно ячменная каша была так популярна? Регина Ивановна вспоминает, что она проста в приготовлении и очень сытна. Добавляли в нее постное масло, овощи, грибы, даже сухофрукты. В поле возьмешь с собой — голодным не останешься.

— Рецепт этот с детства помню. Жили мы бедно. Нас у матери — семеро. Отец как ушел на войну, так с первых дней о нем ни весточки. Счастье, что коровка-кормилица была. Чтобы фашисты не забрали, хлопцы ее в лесу прятали. Молоко тогда нас и спасало. Мама из него запеканку делала — вкуснее в жизни ничего не ела.

И до сих пор бабушка Реня помнит этот рецепт. В молоко добавлялся творог, яйца, если были — кусочки сала. Все ставилось в печь в глиняной большой миске и томилось несколько часов. Иногда сама Регина Ивановна может побаловать своих гостей молочной запеканкой. Шутит, что гости просят добавки, причем не один раз. Но недавно раскололась та самая глиняная миска, которой пользовались мама и даже бабушка...

ОТ ПОМОЩИ в приготовлении перловой каши бабушка Реня отказалась. Готовит и приговаривает: «Каша ячменная — для поста отменная».

А впрочем, наблюдать, как спорится дело в ее руках, было одно удовольствие. Для приготовления крупу надо перебрать, учит Регина Ивановна, замочить на ночь. Обычно для вкуса и аромата в кашу добавляются большая луковица или несколько маленьких, пару зубчиков чеснока, морковь и специи (они, кстати, у хозяйки не магазинные, а собственного помола, причем главная «скрипка» в них —  кориандр). Лук хозяйка режет крупно и обжаривает в небольшом количестве растительного масла, добавляет туда мелко нарезанный чеснок и натертую морковь.

Главное — не пережарить, учит деревенский шеф-повар. Потом все выкладывается в утятницу, хорошенько перемешивается, хозяйка добавляет соль, воду, чтобы покрыла крупу, и ставит в печь. В теплой духовке постная каша должна потомиться полтора-два часа.

ИНТЕРЕСУЕМСЯ, а во времена молодости Регины Ивановны в семье соблюдали пост, ходили в церковь?

— Верующие люди — да. А мы были комсомольцами, — вспоминает хозяйка. — В сельсовете пятнадцать лет отработала секретарем, тридцать три года — начальником питомника Липенского опытного лесничества. Муж был секретарем партийной организации. Сами понимаете, какие были времена. Но праздник, хоть и тайком, обязательно отмечали. Куличи пекли, яйца красили. Аромат в день Пасхи такой над деревней стоял, что ни один ветер его прогнать не мог. И сегодня я если и не соблюдаю весь пост, то уж последнюю неделю перед праздничным днем стараюсь попоститься. Думаю, главное в эти дни — душу и мысли в порядок привести…

ВСПОМИНАЕТ Регина Ивановна, как в середине семидесятых приехало в Липень партийное начальство из области.

— Муж пригласил гостей домой на обед. А у нас дома (жили тогда с мамой) висели иконы. Вы представляете секретаря парторганизации да с иконой? — улыбаясь, рассказывает женщина. — Вот муж и просит меня: «Реня, надо их спрятать, попроси мать». Сам не отважился к теще с такой просьбой подступиться. Но мама, правда, все поняла, пришлось образа на время со стены снять.

Пока разговаривали, аромат из печки начинал потихоньку пробираться в комнату. Значит, готова каша, подхватывается хозяйка. Аппетитную дымящуюся перловку Регина Ивановна выкладывает в более удобную тарелку. На столе — домашние грибочки, соленья, жареная рыбка. Признаюсь, такой перловой каши я не пробовала никогда. В чем секрет?

— Да нет у меня секретов, детки мои, я просто каждое свое блюдо с душой делаю…

Ведущий научный сотрудник Могилевского кра- еведческого музея Жанна КЛИМУТЬ о кулинарных традициях этой местности рассказывает вот что:

— Одно из популярных блюд — солодуха. Его в стародавние времена готовили из пророщенного зерна, которое перемалывали, сбраживали и томили в печи. Получалась кисловатая густая подлива. Ели солодуху с блинами, картошкой. В конце 19 века было распространено блюдо локшина, заимствованное из еврейской кухни. Это лапша, приготовления из крахмального теста, сваренная в молоке. Локшина считалась десертом, ее особенно любили дети. А вообще все зависело от достатка семьи. Где жили побогаче, там и в постные дни еда была более разнообразной.

Анна КОРЕНЕВСКАЯ, «СГ»

Фото Павла ЧУЙКО, «СГ»

 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter