«Ни на что не променяю»

В родительском доме Светланы все осталось, как раньше: на кроватях с железными спинками горы подушек, домотканые покрывала и расшитые цветами подузорники, на полу — узкие самодельные дорожки. Разве что комнатных растений на подоконниках добавилось — вовсю цветет ярко-красная герань, благоухают и редкие цветы с замысловатыми названиями.

Проработав около 20 лет в Гомеле и получив квартиру, Светлана Михасенко вернулась в родную деревню Телеши Гомельского района

В родительском доме Светланы все осталось, как раньше: на кроватях с железными спинками горы подушек, домотканые покрывала и расшитые цветами подузорники, на полу — узкие самодельные дорожки. Разве что комнатных растений на подоконниках добавилось — вовсю цветет ярко-красная герань, благоухают и редкие цветы с замысловатыми названиями.

В русской печи потрескивают дрова, и тепло от нее разливается по всему дому. Хотя дом и старый, оно держится долго, так что никакая суровая зима не страшна.

В этом доме прошло детство Светланы и пятерых ее братьев и сестер. Послевоенное время было сложным, голодным, особенно тяжело приходилось многодетным семьям. Но трудились все — и взрослые, и дети.

— Когда закончилась война, все стремились в деревню, — вспоминает Светлана Прокофьевна. — Обрабатывали огороды, держали свое хозяйство — так и выживали после военной разрухи. Тогда в Телешах было многолюдно, рождалось много детей… Теперь же на нашей улице зимой почти все дома пустуют. Старики умерли, а молодежь в город подалась. Только летом приезжают дачники из Гомеля.

Светлана Михасенко о своей городской жизни вспоминает неохотно:

— В городе на меня давили стены, утомляли суета, сумасшедший ритм. В будни работала и детей растила, а на субботу и воскресенье ездила в деревню —  помогать маме, так что никакого отдыха не видела.

Много лет проработали супруги Михасенко в 84-й экспедиции геодезии. Светлана Прокофьевна — стереофотографистом, Иван Михайлович — геодезистом-топографом. Светлана никогда не оставляла мысли вернуться в родное село. Когда матери не стало, вместе с мужем и сыном переехали жить в Телеши. Сама устроилась работать на ферму, Иван Михайлович пошел на пилораму плотником, а Саша — токарем в колхоз. Через несколько лет колхоз «Красная площадь» объединили с соседним хозяйством, в результате чего сын остался без работы и уехал обратно в город. Еще некоторое время супруги Михасенко работали в присоединенном хозяйстве. Потом Светлана Прокофьевна вышла на пенсию. Год назад ушел на заслуженный отдых и Иван Михайлович.

— Живем, как все, но о том, чтобы вернуться в Гомель — не может быть и речи, — говорит Светлана Михасенко. — Нам здесь хорошо и спокойно. Мы любим деревню, землю, работу на ней. В городе мне было скучно, нечем заняться, а здесь чувствую себя как рыба в воде. Тут у нас корова, поросенок, свой конь, с десяток кур, собака, два кота… Так что есть что делать и летом, и зимой. Скоро корова должна отелиться — парное молоко будет…

Рассказывая о своей жизни,  Светлана Прокофьевна не выпускает из рук спицы — довязывает внуку кофточку из натуральной шерсти. Такой в магазине не купишь. Хотя времени на вязание не всегда хватает — 25 соток земли двоим обработать не так-то просто.

Но  Светлана Михасенко на судьбу свою не ропщет, скорее наоборот. Вернувшись в родное село, она словно обрела новую жизнь — похорошела… Доволен и Иван Михайлович, который во всем ей надежная поддержка и опора. Опять же — помощь детям, которые живут в городе. Не надо сельхозпродукты покупать в магазине, когда родители живут в деревне.

Наталья ВАКУЛИЧ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter