Ни к селу, ни к городу

Быт или не быт?

Быт или не быт?


Есть в агрогородке Катка Глусского района шесть домов, которые фактически стоят на пороховой бочке не год и даже не десять лет — дольше. Пока Бог миловал: ЧП не случалось. Но гарантии дать не может никто...


В 1988 году колхоз «Заря» для своих работников построил в деревне Катка 6 двухэтажных панельных домов. И горячая вода в них была, и центральное отопление — большая редкость для деревни тех времен. Однако спустя четыре года дома отрезали от котельной. О горячей воде в кранах и теплых радиаторах отопления остались лишь воспоминания. Но на носу была зима. И для того чтобы люди не мерзли, тогдашний руководитель хозяйства нашел весьма «оригинальное» решение: семьям раздали по 100 рублей — чтобы каждый мог купить кирпичи и поставить себе... по печке.


Так в квартирах появились «отопительные приборы», характерные для обыкновенных деревенских хат. При «модернизации» жилищ у многих возник закономерный вопрос: куда трубу выводить, чтобы и тяга нормальная была, и дымоходы не пришлось через комнаты и коридоры тянуть? После недолгих раздумий печи присоединили к вентиляционным шахтам, каждая из которых стала своего рода дымовой трубой для двух квартир.


Однако, решив одну проблему, жильцы тут же заполучили несколько других. Из–за отсутствия вентиляции в квартирах появилась сырость, на стенах вырос грибок. Но самое страшное другое. Практически каждая печь — потенциальная причина трагедии. Пламя с первого этажа запросто может через вентиляционную решетку прорваться в квартиру. В результате — пожар...


— В 1992–м я как раз ребенка родила, — вспоминает Нина Ильинская. — Тогда полтора месяца в Могилеве в больнице пролежала. Приезжаю домой, а здесь — холод. Младенца, чтобы согреть, приходилось горячими кирпичами обкладывать. Но не уберегла — умер...


Нина Макеевна ведет показывать свою печь:


— В комнате из–за дыма потолок уже почернел. А вот в этом месте, когда «грубка» перестает как следует работать, я пробиваю дыру и, вычистив всю сажу, опять замазываю глиной.


Хозяйка об этом не говорит, но представить несложно, какая грязь после таких манипуляций в квартире...


— Хотя у меня и «двушка», — жалуется Анна Рядченко, — живу только в одной комнате. Во второй от холода даже печь не спасает. Кроме того, там из–за дырявой крыши во время дождя постоянно течет с потолка. Из–за высокой влажности порой даже дрова в топке не горят.


Жильцы не раз обращались к местным властям с просьбой обеспечить им комфортные условия. В ответ слышали лишь обещания: в 2006 году, в 2007–м... Дальше слов дело не двигалось. Хотя в 2006–м в Катке велась бурная деятельность по обустройству агрогородка.


— Понятно, что людям помогать надо, — тяжело вздыхает главный инженер глусского предприятия «Жилкомхоз» Александр Лугин. — Но нет таких денег, чтобы сделать все сразу. Решили приводить в порядок по одному дому в год: ставить в каждой квартире индивидуальный отопительный котел.


— Проблема обозначена — значит, будет решена, — добавляет начальник отдела эксплуатации жилищного фонда областного управления ЖКХ Артур Горбаковский. — Это вопрос времени.


Получается, что жильцам злополучных домов пока только и остается, что мечтать о том, когда же это время наступит.


— А как по–другому? — пожимает плечами заместитель председателя Глусского райисполкома Александр Антюшеня. — На один дом надо потратить 300 миллионов рублей. Району же на год для проведения капитальных ремонтов выделен всего миллиард. А дома–то не только в Катке надо обновлять...


— Но вы же обещали людям решить проблему еще несколько лет назад...


— Когда писали ответы на жалобы жильцов, думали, что будут средства. Но денег не нашли...


Хочется верить, что жилье все–таки приведут в нормальное состояние. Правда, к тому времени, когда работы закончатся, может статься, что часть средств... выброшена на ветер.


— У райисполкома, «Жилкомхоза» и руководства хозяйства нет единого подхода к решению проблемы, — считает начальник отдела обращений граждан и организационной работы Комитета госконтроля Могилевской области Олег Коробан. — Сегодня люди стараются переехать из неуютных жилищ в новые дома, которые строит СПК. Из 52 квартир пустуют уже 12. Если тенденция продолжится, неизвестно, сколько квартир останутся занятыми. Стоило бы проанализировать ситуацию и решить, надо ли ремонтировать все дома, тратить немалые деньги. Пока это не сделано...


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter