О творческих ролях актера Станислава Любшина

Ни к селу, ни к городу

Человек в футляре — Лучшие люди нашего профсоюза — Головной убор так не носят — Не горюй!

Почти все мои знакомые барышни так или иначе балдели от актера Станислава Любшина. Может быть, они мечтали о таком муже–шпионе, какого сыграл он в черно–белом фильме Владимира Басова «Щит и меч». Чтобы тот подольше задерживался в зарубежных командировках. Или о таком непутевом прорабе, как его дядя Вова Мешков из «Кин–дза–дза». Чтобы взяла да закинула его судьба на далекую планету с глаз долой.

Оценки творчества Любшина в кругах, к которым я был близок, всегда удивляли единодушием: «Вот это стать! Вот это глаза! Настоящий интеллектуал! Настоящий герой–неврастеник!» Кто же спорит. Станислав Любшин — прекрасный актер с внутренней загадкой, а сейчас таких мало. Нет места сегодня на экране героям прозы Бориса Васильева или драматургии Александра Володина. Почти все его герои так и застыли между городом и деревней. И там, и там чувствуют себя чужими.

А экранное их воплощение Любшиным принято считать эталонным. Документальная лента «Станислав Любшин. Сентиментальный роман» вышла совсем не сентиментальной. Актер выкарабкался из тяжелой болезни и снова играет в любимом Московском художественном театре. А недавно сыграл в премьере — «Мефисто» по роману Клауса Манна в постановке Адольфа Шапиро.

Станиславу Любшину с режиссером Петром Тодоровским поработать не удалось. Но мне кажется, актер тончайшей душевной организации, Любшин органично вписался бы в любую картину Петра Ефимовича. В программе «Сегодня вечером» вдова режиссера Мира Тодоровская и актеры картины «Интердевочка» вспомнили мастера, которому в конце августа исполнилось бы 90 лет.

Конечно, странно, что творчество режиссера Тодоровского свели только к одному фильму — «Интердевочка». Пусть картина и лидер советского кинопроката, и зрители очертя голову штурмовали кассу, чтобы достать лишний билет, но были ведь и другие работы. Поздний Тодоровский вообще принят не всеми. Особенно его картины «В созвездии Быка» и «Риорита». А картине «Встреча на Эльбе» по его последнему сценарию вообще было отказано в госфинансировании «из–за низкого художественного качества материала». Вдова Мира Тодоровская сняла этот фильм на частные деньги. Вот о чем стоило поговорить, чем в сотый раз лить слезы над судьбой горемычной Тани Зайцевой.

Почти для всех актрис из «Интердевочки» их роли девиц легкого поведения стали «путевкой в жизнь». Активно стали сниматься после фильма Ингеборга Дапкунайте, Ирина Розанова, Наталья Щукина, а открыл их Тодоровский. И несмотря на специфику темы, фильм никак не повлиял в дальнейшем на предлагаемые роли. Путан и падших женщин они больше не играли.

Для актрис комедии «Девчата» их роли тоже стали звездными. Особенно для исполнительницы главной роли Надежды Румянцевой. Фильм–портрет «Одна из девчат» напомнил о любимой актрисе, о международной славе незатейливой советской комедии из жизни поселкового леспромхоза. Актерская судьба Надежды Васильевны складывалась удачно, но выбрала она все–таки семью и жизнь жены дипломата. Ее супруг Вилли Хштоян долгое время работал в Малайзии, потом в Египте. Реальная жизнь увлекала Румянцеву больше, чем экранная. Может быть, это и правильно. По крайней мере, до конца своих дней она не жалела о своем выборе и именно роль супруги дипломата считала главной.

А мы все равно в тысячный раз готовы пересматривать фильм Юрия Чулюкина «Девчата». Потому что ни от «Елок», ни от «Выкрутасов» не теплеет на душе. Не говоря уже про продолжение «Служебного романа»... Хорошие комедии в прокате появляются, но крайне редко. С одной из них, «Слепые свидания» грузинского режиссера Левана Когуашвили, познакомил в очередном выпуске программы «Культ кино» телеканала «Культура» известный кинокритик Кирилл Разлогов.

В прошлом году фильм «Слепые свидания» участвовал в конкурсной программе кинофестиваля «Лiстапад», а теперь зажил и телевизионной жизнью.

Когуашвили удалось создать в кадре удивительную атмосферу. Его герои, решая повседневные проблемы, надеются на чудо и счастливый исход всех своих злоключений. При просмотре «Слепых свиданий» вспоминаются герои Данелия и Феллини с их маленькими частными драмами, нелепыми совпадениями и красноречивыми паузами. Веришь, что хорошая современная комедия вполне возможна. Но источник ее вдохновения — никак не могучее веселье Рублевки, а поэзия тихих улочек, о чем скромно свидетельствуют многочисленные фестивальные призы камерной грузинской ленты.

pepel@sb.by

Советская Белоруссия № 179 (24809). Пятница, 18 сентября 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter