Ни грамма фонограммы

Что ни говори, а наш шоу–бизнес изменился. Сегодня только самые пещерные философы или гламурные ведущие ток–шоу отважатся упасть с печки, чтобы задаться наивным вопросом: есть он у нас или нет?..

Что ни говори, а наш шоу–бизнес изменился. Сегодня только самые пещерные философы или гламурные ведущие ток–шоу отважатся упасть с печки, чтобы задаться наивным вопросом: есть он у нас или нет? И артисты продолжают упорно трудиться: ищут новые рецепты хитов, записывают неожиданные дуэты, пробуют себя в различных сценических амплуа. Оценить находки, если кто не верит, что такие есть, можно будет в Молодечно. С 26 по 28 августа там пройдет ХI Национальный фестиваль белорусской песни и поэзии «Молодечно–2011», посвященный 70–летию со дня рождения народного артиста СССР и Беларуси Владимира Мулявина.


Лидер популярной группы «Харли», востребованный композитор и исполнитель Евгений Чалышев, ставший в свое время обладателем первой премии им. Мулявина на международном конкурсе «Золотой шлягер», уверен, что молодечненский фест ко многому обязывает артистов. «Это настоящая проверка на прочность — кто чего стоит. В самом деле, как можно выйти на сцену и петь под «фанеру» на фестивале, посвященном Мулявину? Абсурд», — предвкушает концерт Чалышев. По его мнению, позитивные тенденции уже есть: вслед за поиском новых решений попса все чаще отказывается от фонограммы.


— Не знаю, может быть, наконец, становится стыдно, но последние выступления коллег, на которых пришлось побывать, очень порадовали: 70% исполнителей стали петь живьем. Для меня это, с одной стороны, удивительно — я помню, с чего и как многие начинали. Но рано или поздно так и должно было случиться. Не могло ж это невразумительное «мычание» с эстрады продолжаться вечно. Сегодня и в Министерстве культуры выступают против фонограммы, и артисты начали под это дело перестраивать свои программы, вводить живой звук в концерты, например, Влада, Леша и Андрей Хлестовы, Алена Ланская. Это те, кого я недавно сам видел и слышал. Шоу–бизнес постепенно становится честным по отношению к своим слушателям.


Для меня показательным стал белорусский день на нынешнем «Славянском базаре». Поверьте, по сравнению с тем, что было раньше, артисты показали хороший уровень подготовки и мастерства, выложились по полной. Видимо, поняли, что подошли к некоему тупику, и если не начинать заниматься с педагогами по вокалу и не репетировать, весь шоу–бизнес для них может быстро закончиться обыкновенным пшиком. Наш коллектив «Харли» всегда поет и играет живьем, и об этом все знают. Но не все готовы к такому массовому отказу от фонограммы.


— Что вы имеете в виду?


— Иногда во время телевизионных съемок приходится слышать от режиссеров: «А как мы снимем живой звук? Мы не умеем...» А учитесь уже, сколько можно. Учитесь снимать живой звук! Многие коллеги еще боятся петь живьем на какой–нибудь субботней музыкальной программе. И телевизионщики, когда я с ними на эту тему говорю, тоже шутят: «Какой же это будет отдых для зрителя? Cплошной кошмар: зритель будет сидеть и сравнивать: этот попал в ноты, а этот — нет. Уже не музыкальное шоу получится, а «Минута славы» какая–то». Но я за то, чтобы и в телевизионных съемках все работали на равных условиях.


— Евгений, вы все еще в молодых числитесь, а ведь, по сути, уже принадлежите к среднему поколению — все–таки почти 10 лет на сцене. Чувствуете, что кто–то дышит в спину?


— Почти в каждой стилистике — от регги до ска, рока и фанка — есть свои сформировавшиеся зрелые команды, которых мы не знаем. И может быть, никогда не узнаем. Это не те люди, которых мы видим в телевизионном эфире. И в России, и в Беларуси у каждого телеканала есть свой стандартный набор артистов. Вроде бы и телевизионные конкурсы проводятся, идет какой–то беспрерывный поиск новых имен, но за последнее время они по–настоящему никого не открыли. Мне иногда звонят молодые музыканты и спрашивают: «Что нам делать, как выживать?» Я отвечаю всегда одно и то же: «Вам нужна хорошая песня, качественно и грамотно записанная». Это и есть самый главный профессиональный старт. Дальше — следует не распылять свою энергию. А все остальное покажут радиоэфиры, резонанс в прессе, в интернете. Может, стоит попытать удачу в Киеве или Москве. Есть у нас такой испытанный способ стать звездой в Беларуси — обрести популярность сначала за ее пределами. Но тоже важно помнить, что в отличие от нашей страны в Москве нужно проплачивать ротации всех песен и вкладывать в бизнес свои личные сбережения. Так что прежде чем туда отправиться, следует произвести простой расчет — сдюжите или нет. Можно истратить все деньги, а слава так и пройдет стороной. Замечаете, какие–то композиции буквально месяц активно ротируются в эфире, их крутят по 20 раз на день, а потом словно в какую–то черную дыру проваливаются? Это вот такие проплаченные «песни–призраки».


— Ваши композиции сегодня поют Искуи Абалян, Полина Смолова, Инна Афанасьева, Александр Тиханович и Ядвига Поплавская. Продолжаете сочинять?


— Только если есть конкретные заказы. Период писать в стол я перерос.


— Помню, какое–то время назад вы сотрудничали с известной российской поэтессой Ларисой Рубальской...


— Да, но на этом пути, если честно, встало слишком много препятствий. Сотрудничество с ней предполагает работу только с топ–звездами, а они разговаривают просто: «Давайте вы продадите нам песню за 100 рублей, при этом сделаете за эту же сумму аранжировку, текст, сведение в студии и отдадите все имущественные авторские права». Конечно, никакой нормальный, уважающий себя человек на это не пойдет, потому что при таком раскладе авторские гонорары не начисляются. Ты будешь считаться автором произведения только на бумаге. Даже в радиоэфире тебя не объявят, песня на твое композиторское имя работать не будет. Я так сотрудничать не хочу, хотя многие соглашаются. Но факт остается фактом: чем известнее артист, тем чаще он отказывается платить композитору за песню.


— У нас по–прежнему остаются комплексы перед российским шоу–бизнесом? Или все–таки что–то изменилось?


— Я не знаю, как обстоят дела у «попсовиков», но у тех команд, которые работают живыми составами и много гастролируют, никаких комплексов давно нет. Мы недавно выступали в московских клубах с проектом Романа Орлова «У нескладовае». Не скажу, что принимали на ура и на следующий день мы проснулись знаменитыми, но это был очень хороший, теплый концерт. По–моему, неплохо себя чувствуют Дима Колдун, «Белорусские Песняры». Активно работают андерграундные коллективы — «Серебряная свадьба», «Нагуаль». Они ездят по Украине, Уралу и Сибири. У них постоянно есть какие–то туры, их уже знают в странах СНГ.


— Значит, все продолжается?


— Конечно. Идет своим чередом.


— Тогда до встречи в Молодечно!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter