«Хорошкам» — 45. Артисты коллектива о Валентине Гаевой, национальном характере и одной прожитой на сцене жизни

Ни дня без танца

Народные танцы в строгой академической манере и в безупречном исполнении. Каждый — как культурный код нации, в котором зритель на всех континентах находит что–то свое, близкое и родное. На гастрольной карте «Хорошек» сегодня значится почти шесть десятков стран. И везде их сопровождает успех — оглушительный, безоговорочный. От Америки и Японии до Сирии и Афганистана — язык пластики понятен в любой точке планеты.



Ровно 45 лет назад «наша легендарная» — так в коллективе называют его основателя Валентину Гаевую — собрала артистов на первую репетицию ансамбля. И до сих пор (каждый день!) она ведет все репетиции. Внимательно следит за выворотом стопы и взмахом руки. Учит танцовщиков быть артистами. Вдохновляет. Контролирует. Хвалит. Критикует. Руководитель она требовательный. А как иначе держать заслуженную марку, сохранять то, что уже сделано, и стремиться к новым вершинам? За 45 лет сменилось несколько поколений артистов, но искусство, объединяющее мир, осталось: юбилейный концерт «Хорошек» — главное тому подтверждение.

Каждое утро для Федора Балабайко начинается с экзерсиса — разминки перед репетицией. И так уже 45 лет от звонка до звонка. В этом году ведущему солисту «Хорошек» исполнится семьдесят — и он по–прежнему выходит на сцену в каждом концерте. Секретом молодости души и тела делится охотно:

Фото Александра Кулевского
— Танец, творчество — то, без чего не могу себя представить. Выхожу на сцену — и живу. Мне нравится выступать, дарить людям радость, настроение. Для меня «Хорошки» — вся жизнь, я прирос к ансамблю корнями. Хотя сейчас я не столько выплясываю, сколько подтанцовываю: возраст берет свое. А еще передаю свой опыт молодым.
Если бы не Валентина Гаевая, артист из Федора Балабайко мог бы и не получиться. Работал бы всю жизнь на заводе. Танцами начал заниматься поздно — с кружка в училище. Потом была армия, после — могилевский завод имени Кирова, где Балабайко трудился простым слесарем. Параллельно танцевал в самодеятельности.

— А потом Гаевой предложили создать коллектив при минской филармонии. Пришел на отбор, меня одобрили — так и попал в первый состав «Хорошек». И только потом узнал, что последним словом было решение Валентины Ивановны. Благодаря ее настойчивости меня и взяли. Мне тогда было уже 25 — возраст для начинающего профессионального артиста уже солидный.

Артист вспоминает: при Советском Союзе «Хорошки» давали больше сотни концертов по стране. Объездили весь мир. В 1986 году даже выступали в Афганистане — война была в самом разгаре. Но особенно полюбили белорусских «Хорошек» в странах Скандинавии: у северных людей, смеются артисты, аплодисменты получаются самые горячие.

Валентина Гаевая — сердце и душа «Хорошек», их главный вдохновитель и движитель

У мозырянина Василия Приходько — своя история. Четверть века в составе легендарного коллектива — и непременное соло в каждом концерте. В профессии, признается, держат люди и любовь к танцам и коллективу.

— Всю жизнь занимаюсь народными танцами. Начинал с самодеятельности в Мозыре, потом переехал в Минск. Когда сказали, что есть шанс попасть в «Хорошки», тут же уволился с предыдущего места работы. И точно: показался, и меня сразу взяли. Как пришел к 20–летию коллектива, так и остался. Хотя первое время было, конечно, очень тяжело. Все–таки артист балета — это не просто запись в трудовой книжке. Чтобы быть артистом, нужно учиться всю жизнь.


19–летняя Екатерина Бобровничая — одна из самых молодых артисток «Хорошек». В коллектив девушка пришла по распределению всего полгода назад. И уже успела не только выйти на сцену в сольных номерах, но и объехать всю Беларусь:

— В прошлом году я окончила гомельский колледж искусств имени Н.Соколовского, училась на современной хореографии. И когда встал выбор — либо пойти работать артистом балета, либо преподавать — выбрала первое. Мечтала попасть в «Хорошки». Дай, думаю, попробую. И начала готовиться.

Спустя время я уже была в Минске на просмотре. Как раз заканчивался классический урок. Я увидела ребят и... ужасно разволновалась. Решила, что меня не возьмут. Уровень подготовки — колоссальный, и то, как они танцевали — я не видела такого мастерства.

Руки–ноги, признается девушка, задрожали с первых минут. Тем более на таланты новичков (а приехала Екатерина вместе с однокурсницей) собрался посмотреть весь коллектив во главе с Валентиной Гаевой. Девушки показали молдавский танец, затем технику, вращения, в общем, все, что к тому моменту умели и знали.

— ...На что Валентина Ивановна улыбнулась и сказала одной из артисток: «Маша, выйди покажи вращение». Она показала — и мы поняли, что такое вращение вообще никогда не исполняли. «А теперь, — говорит Валентина Ивановна, — попробуйте повторить». Сделали, конечно, не совсем правильно, но как оказалось, не так уж и плохо. Через некоторое время нам сказали, что обеих возьмут в «Хорошки».

В ноябре Катя уже танцевала в первом концерте:

— А потом уже были выступления по городам Беларуси. И мне очень нравится то, что сейчас происходит в моей жизни, хотя я никогда не могла подумать, что свяжу жизнь с народными танцами. Валентина Ивановна как педагог очень требовательная, а как человек — понимающая. Она нам будто бы родная, словно любимая мама. Всегда поймет, поддержит. Никого не выделяет, солирующие партии распределяет по справедливости между всеми артистами. Она без остатка отдает себя «Хорошкам» — и мы стараемся платить ей тем же.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter