Ни безработных, ни работников…

Каким должен быть оптимальный уровень безработицы в стране? Это с какой стороны посмотреть…

Каким должен быть оптимальный уровень безработицы в стране? Это с какой стороны посмотреть… Чем больше рабочих мест и меньше претендентов на них, тем лучше для соискателей. Работодатель оценивает ситуацию с кардинально противоположной позиции. Западная экономическая теория доказала: в развивающейся стране колебания на рынке труда — нормальный процесс. В Европе естественным считается уровень безработицы в 4,5 %, в США без особых опасений допускают и 7 %.

В Беларуси, по данным Министерства труда и социальной защиты, на 1 февраля 2009 года этот показатель составил 0,9 %. При этом прогнозом социально-экономического развития предусмотрен допустимый уровень безработицы 1,1—1,2 %. Что стоит за этими цифрами? Казалось бы, можно только радоваться, что подавляющая часть экономически активного населения при деле, соответственно, и при зарплате. «Когда мы говорим западному эксперту, что в Беларуси 1 % безработицы, он сразу понимает, что у нас не идет структурная перестройка экономики, — рассказывает заведующая кафедрой экономической теории Академии управления при Президенте Республики Беларусь Ирина Новикова. — Между тем это естественный процесс, когда устаревшие производства закрываются и на их месте появляются новые».

Дисбаланс на рынке труда, когда одни специалисты в избытке, а других днем с огнем не сыскать, — вполне привычное явление, в том числе и для белорусской экономики. Многие соискатели по-прежнему считают, что лучше быть плохим юристом, чем хорошим слесарем. До некоторых пор найти работу, пусть и не самую интересную и привлекательную, мог практически любой желающий, независимо от записи в дипломе и трудовой книжке. Но сегодня для экономически активных граждан наступил момент, когда надо задуматься о своем месте на рынке труда, иначе не хватит не только «на икру», но и «на хлеб с маслом». Психологически бывает трудно оставить насиженное местечко и попробовать себя в совершенно новом деле. Но ведь могли же представители интеллигенции в 90-е годы в массовом порядке брать в руки баулы и продавать товары на вещевых рынках. Не самый достойный пример, но тогда жизнь заставила. Сегодня ситуация не столь удручающая, однако многие понимают: без структурной перестройки экономики многих стран просто будут терять свою конкурентоспособность. В этом смысле показателен опыт Китая, который сегодня заявил о поддержке избранных отраслей — широкополосного Интернета, инновационных производств, транспортных коммуникаций. В стране запускают программу стимулирования техперевооружения и собираются тратить золотовалютные резервы на закупку современных технологий.

Как понять, какие производства открывать и от каких отказываться? «Необходимо анализировать состояние рынка, — считает Ирина Новикова. — Если склады отдельных предприятий затоварены продукцией, то зачем сохранять на них рабочие места?..» Сегодня ввиду объективных причин на редких производствах не страдают от излишних запасов, но важно понять, для кого эта ситуация – опасная тенденция, а для кого – лишь временная неприятность.

Высвобождение работников поможет решить и другую важную проблему — привлечь в экономику капиталы. Сегодня нам нужны прямые инвестиции, причем в экспортно-ориентированные проекты, признают эксперты. Но какой инвестор захочет вкладывать собственные средства в открытие производств, для которых он не сможет найти работников? И зачем ему производить продукцию, которая неконкурентоспособна на мировом рынке? В условиях закрытой экономики можно, пожалуй, действовать по принципу: сам произвел — сам купил. Но к современной Беларуси это не относится — мы экспортируем около 70 % от объема ВВП.

«Это не только наша проблема, весь мир занял выжидательную позицию, размышляя о том, куда лучше вкладывать средства. То, что мы предлагаем сегодня инвесторам, на мой взгляд, не очень привлекательно», — считает экономист. Сдерживающим фактором для вложения средств становится также требование со стороны государства сохранять на акционированных предприятиях рабочие места. С точки зрения эффективности, это не всегда представляется возможным. Сколько раз приходилось слышать, что наличие высококвалифицированной рабочей силы — серьезное преимущество Беларуси как страны для инвестиций… Но как ее найти при уровне безработицы в пределах 1 %?

Заметные структурные сдвиги в экономике возможны при наличии четкой программы действий по развитию производства. «Необходимо ставить вопрос, куда мы хотим привлечь инвестиции, — считает Ирина Новикова. — Если в производства, работающие на технологическом укладе 1960—1970-х годов, то конкуренции не выдержим. Значит, деньги будут вкладывать в какие-то новейшие технологии…» Какие производства имеют шансы на успех в ближайшие годы и десятилетия — серьезный предмет исследования для белорусских ученых. Возможно, они будут связаны с биотехнологиями, которые станут точкой отсчета для нового витка развития всей мировой системы. История экономики не раз подтверждала, что открытие в одной из областей влекло за собой кардинальную глобальную перестройку. Так было с химическими технологиями конца XIХ века, созданием двигателя внутреннего сгорания, исследованиями в области электроники. Последний всплеск в экономике, начавшийся в 90-х, специалисты связывают с развитием информационных технологий.

Все эти вопросы очень непростые, они требуют комплексного решения на самых различных уровнях. Если рассматривать их в контексте развития рынка труда, то очевидно, что обучение кадров для новой экономики стоит немалых средств и усилий. От точности прогноза зависит, насколько эффективно они будут использованы. Важна и скорость реакции на современные вызовы. Сегодня во многих странах заговорили о необходимости срочных структурных реформ и о спасительных последствиях «неожиданных решений» властей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter