Незнайка на коне

Встречи выпускников - поучительные мероприятия.
Встречи выпускников - поучительные мероприятия. Вот бывшая золотая медалистка, гордость школы (а потом и института) - ныне мать-одиночка, почти всегда "под кайфом" - чтобы не думать о разбитой жизни...

А вот закоренелый троечник, которого в классной анкете единодушно ставили на первое место среди тупиц, - теперь у него своя фирма, идеальная семья, хотя ни высшим, ни даже законченным средним образованием обзавестись не удосужился. Так стоило ли биться за идеальный аттестат, если во взрослой жизни "пятерки" получают совсем по другому принципу? Выходит, прав Владимир Набоков, называвший "троечников" становым хребтом нации?

Трудно писать о "троечниках" на первом году очередных школьных новаций, когда сместились все акценты и даже учителя не могут понять, когда ставить "нули" и "десятки". "Троечники" исчезли как класс, теперь их основная оценка - где-то в районе четырех баллов. То есть, по-старому, почти "хорошисты". Однако уровень их "полузнаний" остается прежним, а именно - посредственным. Об истинном же размере этой армии и ее процентном соотношении с героическими взводами отличников можно судить на примере России - более 50 процентов против 15 - 20, чуть утешительнее статистика в западных странах, где в "становом хребте нации" числится каждый третий. А в Украине даже высчитали, насколько усваивает школьную программу закоренелый "троечник" - оказалось, на... 14 процентов. Для учителей это ужас и кошмар, а в перспективе для общества?

Интеллектуалы-радикалы считают "эпидемию троек" приметой глубочайшего духовного кризиса: мол, посредственность - это уже социальный тип, который не только работает, но и живет "на 3 с минусом", он клонирует и воспроизводит себя. И вообще, вспомните, с каким цинизмом слабые вытесняют сильных: Лысенко - Вавилова, Ворошилов - Тухачевского, Швондер - профессора Преображенского!.. Можно посмотреть на сей феномен с иного ракурса, и выяснится любопытная вещь: бывшие "троечники" дали миру чуть ли не больше, чем отличники. Вольтер, Бонапарт, Бисмарк, Эйнштейн, Королев были в школьные годы типичными "троечниками". Среди композиторов, за исключением энциклопедически образованного Римского-Корсакова, ученых мужей вообще днем с огнем не сыщешь; Бетховен до последних дней писал как курица лапой, делить-умножать так и не научился.

С другой стороны, насколько помогает Сергею Кириенко в его нынешней политической карьере "красный" диплом кораблестроительного института, шоумену Артемию Троицкому - высокая аттестация из строительного вуза, а министру печати РФ Михаилу Лесину - из энергетического? Вот и получается, что классическая формула "отличница, спортсменка и т.д. и т.п." в современных условиях не гарантирует абсолютно ничего - ни в настоящем, ни в будущем. "Троечников" учителя, как правило, жалеют, пытаясь найти хоть какую-нибудь зацепку для похвалы. "А у Вовы К. произношение "р" все равно лучше, чем у Жуковой", - с каким-то садистским злорадством повторяла нам на каждом уроке учительница французского, вгоняя в краску и отличницу Жукову, и самого Вову К., которого в спецшколе держали только за феноменальные успехи в баскетболе. "Куда же мы его выгоним, куда же он пойдет?" - этим аргументом защитников "слабого звена" можно оправдать абсолютно всех "троечников", которые, естественно, тоже бывают разные (творческие натуры, ленивые дети, дети со сниженным интеллектом и т.д.). Отличников же, для которых "восьмерки" и "девятки" в последних классах становятся самоцелью, не любит никто - это экономящие на развлечениях "зубрилки", которые иной раз вдруг встанут и одной фразой заставят других (в том числе и взрослых) почувствовать их вопиющую неполноценность. Есть мнение, что даже сама реформа образования "целит" именно в потенциальных "медалистов". Те, кто с легкостью год назад получал высший балл, сегодня мечтают о "восьмерке" - "десятка" вообще нечто недостижимое, тут уж знаниями нужно блеснуть так, чтоб учителя переплюнуть. А разве это возможно по всем предметам? "Троечники" перестали быть посредственностями, "пятерочники" - учениками с отличными знаниями. Если и дальше так пойдет, не получим ли мы в итоге "среднее арифметическое"?

Как высоко может запрыгнуть "троечник" без особых задатков, доказал своим примером Виктор Степанович Черномырдин. В школьном аттестате у него ни одной "пятерки", в институте на вступительных только по русскому удалось выцарапать "четверку", математику вообще пришлось пересдавать. Но ЧВС на вершине, в отличие от многих дипломированных "быстрых разумом ньютонов". С точки зрения психологии, такие метаморфозы поняты. Средний "троечник" привык приспосабливаться к жизни, всегда в гуще людей, всегда знает конъюнктуру. Отличник - наоборот, человек правильный, отстраненный, привыкший анализировать, а значит, часто теряющий в нужный момент время, смелость и инициативу. Из таких, конечно, тоже получаются начальники, но в переломные моменты власть в свои руки все чаще берут другие - решительные, даже нахальные, ярко одаренные в чем-то одном, а не равномерно по клеточкам классного журнала. Для мировых судеб это, наверное, не так уж и страшно. Впрочем, как мы уже говорили, "троечник троечнику" - рознь. Скажем, насколько боялся произносить местоимение "я" первый президент Буш, в прошлом круглый отличник, настолько его любит выпячивать Джордж Буш-младший. С юности он, по утверждению биографа Хэтфилда, пользовался уникальными привилегиями, связи семьи помогли избежать Вьетнама, деньги сделали школьника-"троечника" студентом Йельского университета, а студента-"троечника" - слушателем Гарвардской бизнес-школы. Когда Буш-младший выступал в альма-матер, он так и заявил: "Я хочу сказать "троечникам": каждый из вас тоже может стать президентом США". Злые языки позже резюмировали: посредственности положили интеллигенцию на лопатки...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter