Незнание экономических законов не освобождает от ответственности

Сначало было яйцо.
Сначало было яйцо. Но оно почему-то мало кого интересует - уникальная селекционная база утрачивает прежние позиции.

Напуганные сообщениями ученых о высоком содержании холестерина в курином яйце, мы уже и подумывать начали, как бы отказаться от такого вредного продукта. Но не успели: яиц на отечественном рынке прибавилось. Да и нынешние законодатели в мире здоровья и диет - американские ученые - нас просветили. Опасен, оказывается, холестерин совсем другой - тот, что вырабатывает организм. А яйца пить даже полезно - немного, по 1 - 2 в день. И если еще на Белорусской зональной опытной станции птицеводства (ЗОСП) добьются повышенного содержания селена и йода в яйце, то без такого стратегически важного продукта стране не обойтись.

Но все не так просто, как кажется поначалу. Во-первых, более значимым по своим вкусовым качествам является продукт, произведенный изначально - так называемое "племенное ядро". В свое время ЗОСП, расположенная в Заславле, обеспечивала до 58 процентов селекции яйценосных кур во всем Советском Союзе. На научные исследования в те времена деньги находились. Союзное подчинение позволяло селекционерам не думать о том, где взять средства. Ученые были сосредоточены на главном - как вывести наиболее производительных кур. И стоит заметить, что кросс (порода) "Беларусь-9" была известна в самых разных уголках СССР. Дважды работники коллектива ЗОСП удостаивались премии Совета Министров. Заславль считался серьезной научной школой советского птицеводства.

Сегодня ЗОСП - единственное в Беларуси учреждение подобного рода. Накопленный научный потенциал позволяет и сейчас успешно конкурировать с коллегами из России и других стран СНГ. Если всего на станции 185.800 кур, то до 80 тысяч из них работники знают "в лицо". Эта "элита" находится на индивидуальном учете, в специальные карточки занесены куриные родословные, где не забыты не только папа с мамой, но и братья, сестры и даже петух-дедушка. Селекция - дело тонкое и кропотливое. И постоянно взвешивая массу яйца, оценивая его качество, опытные операторы-селекционеры совместно с научными руководителями выбирают 20 процентов лучших носителей генотипа, чтобы создать с их помощью следующее поколение. Однако выведение новых пород самым тесным образом связано с экономикой. Высокая продуктивность требует и высокого качества кормов, и хороших условий содержания (если, например, уменьшить температуру в птичниках ниже 18 градусов - курица теряет способность производить качественные яйца, вносить что-либо ценное в будущий генофонд).

Войдя в состав РО "Белптицепром", станция получила определенную поддержку - и материальную, и моральную. Но понятное дело, что требования к ЗОСП предъявляются такие же, как к десяткам других птицеводческих хозяйств страны. Подсчет идет все на те же миллионы яиц, которые производит предприятие, учитываются затраты кормовых единиц и яйценоскость отдельно взятой курицы. Около 30 процентов птицефабрик в Беларуси имеют продуктивность более чем 300 яиц в расчете на 1 курицу (и кормов, заметим, они расходуют меньше). В Заславле яйценоскость несколько меньше, а кормов уходит больше. Но яйцо-то производят племенное, которое затем покупают другие фабрики для разведения кур лучшей породы.

Особый акцент заславские ученые делают на интенсивности породы, заботясь при этом о ее высокоустойчивости. Для примера: недавно ряд предприятий отрасли закупил немецкую птицу у известной в Европе фирмы "Ломанн" (понятное дело, что по цене гораздо более высокой, чем покупают племенное яйцо в Заславле). Но каких-либо существенных результатов достичь не удалось. "Немка" не отличается устойчивостью отечественной, требует более высококачественных кормов, в которых должно быть максимально учтено необходимое содержание аминокислот, витаминов, минеральных веществ. Создать такие условия оказалось не под силу.

Если уж речь зашла о заграничных конкурентах, то, по большому счету, они не соперники отечественной науке. Еще и потому, что нашим птицефабрикам выгоднее покупать в Заславле - племенное яйцо ненамного дороже товарного.

Вопрос, вероятно, в другом. Ощутимая, реальная поддержка племенного птицеводства помогла бы и Заславлю, а соответственно и всей отрасли сделать шаг вперед. В агропромышленном комплексе, может быть, только рыбной ловлей выгоднее заниматься, чем птицеводством, которое является одной из самых быстроокупаемых отраслей. И, казалось бы, все это понимают. Но сегодня заславская станция вынуждена, по большому счету, заботиться о себе сама. Концы с концами приходится сводить (и в общем-то это получается: среднемесячная заработная плата по предприятию составляет 186 тысяч рублей) за счет собственной предприимчивости. За 6 лет, которые руководит станцией Вячеслав Царюк, предприятие выросло в огромное по площади хозяйство. Ведь на пользу отечественному птицеводству работает и животноводство, и растениеводство. Кстати, примечательная деталь: производственные показатели по молоку и зерну в присоединенных к станции хозяйствах выросли в 2 раза. Урожайность в этом году составила 42 центнера с гектара. Правда, в какой-то степени станция оказывается заложницей такого присоединения. Отдавали же худшее. Обещали при этом аннексировать предыдущие долги хозяйств. И на станции соглашались. К примеру, присоединение полуразваленного племрепродуктора "Дубовляны" (с ним и хозяйство "подсунули") и приведение его в рабочее состояние позволяло расширить рынок продажи племенного яйца. Получается, сами для себя в какой-то части и работают: можно согласовать цену, безболезненно учесть все нюансы по линии "продавец - покупатель". Не лишней является и земля. В Заславле рассчитывают на удешевление кормов в связи с тем, что зерно-то покупать уже не придется. Осталось наладить нормальную переработку.

И все-таки, все-таки... Самостоятельно, рассчитывая только на свои силы, выживет ли станция как предприятие научно-производственного характера? Согласитесь, если в Заславле сделают шаг-два назад, то вскоре сдаст свои позиции и птицеводство в целом. Та же немецкая фирма "Ломанн" тратит на науку до 45 миллионов долларов в год. О наших затратах лучше не говорить. А сегодня уже поднимается птицеводство и в России. Слабые предприятия там канули в Лету, а кто сумел прорваться через испытание рынком, уже активно работает за счет инвестиций, не жалеет денег для развития племенного дела. Конечно же, в Заславле не ставят вопрос о том, что вот, мол, дайте нам денег, и все. Речь идет об инвестициях, которые сегодня без самых серьезных гарантий правительства и банков вряд ли получишь. А гарантии эти, как и, разумеется, инвестиции, нужны не просто Заславлю, а племенному птицеводству, а значит - отрасли в целом. И в заключение - такая цифра. Увеличение яйценоскости на 10 яиц на одну курицу по всей стране могло бы позволить сократить поголовье птицы на 10 - 12 процентов. Можно представить, какая была бы достигнута экономия: речь идет о миллиардах рублей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter