Незнакомый Шемякин обследовал тротуары Минска

На СЕНТЯБРЬСКОЙ Международной московской книжной выставке–ярмарке прошла презентация двухтомника лауреата Государственной премии России Михаила Шемякина...

На СЕНТЯБРЬСКОЙ Международной московской книжной выставке–ярмарке прошла презентация двухтомника лауреата Государственной премии России Михаила Шемякина, легендарного художника, испытавшего на себе в советское время неприятие своих эстетических взглядов. В 1971 году он был выслан из СССР. Жил во Франции, США , где основал Институт философии и психологии творчества, потом перебрался под Париж, где познакомился с Владимиром Высоцким: они навсегда остались друзьями. Высоцкий посвящал Шемякину свои песни, а тот, в свою очередь, рисовал иллюстрации к произведениям барда, а после его смерти создал памятник поэту, установленный в Самаре.


На презентации альбома мастера побывал обозреватель «СОЮЗа». ...Михаил Михайлович редко меняет свою экипировку и на этот раз появился во всем черном, в неизменной фуражке, в кожаных сапогах, все с теми же шрамами на лице — следами бурной молодости. Правда, Михаил Шемякин все же изменился. Потянувшихся к нему поклонников его таланта он осек фразой: «Я автографы больше не даю». А ведь раньше раздавал их налево и направо. Просто за человеческое «спасибо», при этом повторяя, что его талант не соизмерим с платой за него. Шемякин несгибаем и держится, как князь. Он из того же рода, что и дирижер Юрий Темирканов. У этого древнего кабардинского рода свой герб и флаг.


— Мой первый двухтомник, — рассказал Михаил Шемякин на ВВЦ, — вышел 25 лет назад в Америке на английском. Каждый том насчитывал до 600 страниц. Книга позволяла проследить развитие художника. В первом томе были собраны работы, сделанные в России и Франции. Затем шел рисунок, изображающий полет художника с персонажами «Карнавала Санкт–Петербурга» через океан в Нью–Йорк. Во втором томе представлен американский период. Там другая композиция и иная идея. Готовился он около шести лет и более полно показывает весь диапазон творчества : живопись, скульптура, театральные постановки. Есть фотографии ювелирных изделий. Представлена графика — от рисунков до книжных иллюстраций. Как ни странно, мое творчество очень мало знают в России. Знают работу над оперными и балетными постановками... Так что поклонники откроют для себя незнакомого Шемякина.


— В двухтомник вошли все ваши работы?


— Не вошли только эскизы к последнему балету.


— В последнее время ваше творчество нашло свою реализацию на подмостках театра. Каких новых постановок ждать зрителю?


— Я оформил пять балетов в Мариинском театре, три балета для театра оперы и балета в Софии. Сейчас закончил очень сложную постановку оперы «Коппелия» с хореографом Кириллом Симоновым. С ним 10 лет назад сделал «Щелкунчика».


— Ваши передачи на ТВ будут продолжены?


— Программы о культуре появились благодаря энтузиазму молодых ребят. Я делаю их почти бесплатно, и, если российское министерство культуры их оплатит, тогда эти программы будут продолжены.


— На нынешней книжной выставке–ярмарке, где презентовался ваш двухтомник, Беларусь выступала почетным гостем. Вы видели белорусские книжные стенды?


— Да, они особенно оформлены. Я люблю Беларусь. Я жил когда–то в Уручье под Минском (теперь это район Минска с известным парком камней. — Прим. авт.).Там служил мой отец. Он был военным, а мама (она из дворян ) — актрисой. Учился в белорусской школе, у меня была благодарность за хорошую учебу на белорусском языке.


— На «Славянском базаре в Витебске» три года назад проходила ваша персональная выставка, посвященная 120–летию Марка Шагала. Вошли ли в двухтомник работы с витебской выставки?


— Да. В Витебске на выставке показывались работы из серии «Чрево Парижа», «Люди и птицы»...


— Как вы оценили сам витебский фестиваль?


— С великой охотой я принимал участие в «Славянском базаре». Это очень интересная традиция. В Витебске предложил открыть институт психологии и творчества. В США есть подобное учебное заведение, где на лекции приходят даже обычные фермеры, а не только искусствоведы, и слушают доклады на такие темы, как «Шар в искусстве, в жизни и в архитектуре». Предполагалось также открыть ювелирное производство. Мы говорили об этом с Президентом Беларуси. Глава государства попросил познакомить белорусских ювелиров с новейшими технологиями. В Париже у меня есть выставочный зал, где, надеюсь, частыми гостями станут и белорусские мастера, но хотелось открыть свою художественную школу и здесь.


— В дорогу вы берете фотоаппарат, но фотографируете не только достопримечательности... Брали фотоаппарат и в поездку по Беларуси?


— Я всегда беру с собой в дорогу фотоаппарат. Обычно снимаю не достопримечательности, а... мусор. Но больше всего в Беларуси меня поразило обилие зелени и чистота улиц.


— В вашем двухтомнике впервые представлен неожиданный жанр, условно обозначенный «фотографикой». Это не имеет отношения к опытам фотографов, которые экспериментировали с двойной экспозицией, печатью снимков, чтобы добиться визуального эффекта. Вы работаете с фотовспышкой, наводя объектив на мусор, который лежит под ногами и который фотографировали во время ночных прогулок по Парижу, Венеции, другим столицам Европы. Когда будет выставка на эту необычную тему?


— Выставка запланирована на следующий год в Русском музее. Выставка будет называться «Тротуары Парижа». Я готовлюсь к ней уже давно, в архиве свыше 200 тысяч листов.


— Какова технология печати? Это — глянец?


— Печатаю снимки на матовой бумаге, затем делаю поверх них прорисовку гуашью, темперой, акварелью, цветными карандашами. У нас под ногами — фантастические миры.


Татьяна Хорошилова


МОСКВА — МИНСК

 

ФОТО ИТАР-ТАСС

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter