Нежный яд

В чем провинились телесериалы?
В чем провинились телесериалы?

Как–то в читательском письме проскользнуло: мол, если внимать всем советам медиков, то протянешь ноги со скуки. Энергетические напитки — смерть «быстрая», сахар — «сладкая», соль — «белая», экзотические приправы — «острая» и т.д. и т.п. Мол, уже практически не осталось удовольствий, одобренных Минздравом. Чтобы быть до конца логичным, наверное, следовало бы развеять едва ли не последнюю великую иллюзию — сровнять с землей «мыльные оперы», которые изо дня в день магнитом притягивают к экранам. Но поставить под сомнение эту радость жизни оказалось труднее всего. Медицинская наука пока безмолвствует: то ли щадит чувства населения, то ли не хочет опускаться до уровня «тамбовских волчиц» и им подобных.

Моральный облик рабыни Изауры

Обвинительное заключение против сериалов пишут в основном коллеги–журналисты. По пунктам, собирая вещественные доказательства и привлекая свидетелей. На сегодняшний день «мыльным операм» предъявляются следующие ужасные обвинения:

Растление молодежи. Один чрезвычайно терпеливый человек как–то подсчитал, что всего за трое суток в сериалах, транслирующихся по самым популярным каналам, произошло в совокупности 100 убийств, 50 драк и 30 пьянок. И только 20 раз герои совершали благородные поступки...

Спаивание населения. Да–да! По мнению мексиканцев, тоже больших любителей «мыла», ежедневное наблюдение за перипетиями чужой жизни может стать причиной алкоголизма. Потому что в 80% сериалов спиртное на столе — частый гость, и зрители постепенно свыкаются с мыслью, что это вполне нормальное явление.

Зомбирование женщин. В этом уверена английская пресса. Иначе, дескать, чем объяснить то, что за последние четверть века кесарево сечение стали делать втрое чаще? Тем и только тем, что «сериальные» героини естественным путем практически не рожают! Вот поклонницы актрис на пороге роддома тоже топают ножкой...

Оболванивание пациентов. Исследовав медицинские сериалы, австралийцы высчитали, что в телевизоре шанс выжить выше, чем в реальной жизни. Телемедики «спасают» 77% пациентов, их прототипы — 67%. Чем плохи неоправданные надежды? Тем, что потом ударяют по врачам рикошетом: в горькую минуту обвиняют в некомпетентности их, а вовсе не горе–сценаристов.

Многосерийная... талия

Что самое интересное, в этом импровизированном судебном процессе над сериалами сами медики, как правило, не желают выступать ни обвинителями, ни адвокатами. Казалось бы, первыми «против» должны высказаться окулисты и эндокринологи. Ведь, по статистике, у экрана среднестатистический поклонник «мыла» замирает в прострации на 2 — 2,5 часа. А надо это глазам? Фигуре? Но на кафедре офтальмологии БГМУ тему сериалов прокомментировали лаконично: «Не смотрим и другим не советуем». Впрочем, тут же признали, что никаких «предельно допустимых норм» просмотра для взрослого телезрителя не существует: стало быть, для зрения это увлечение не так уж вредно. Хотя, разумеется, и совсем не полезно. Эндокринологи тоже разводят руками: никто еще не пытался проследить связь между «мыльной оперой» и проблемой ожирения. А вот ожирения с телевидением — да, проследили. И теперь врачи клиники Гарвардского университета обращаются к женщинам с призывом: «Смотря телевизор, не забывайте смотреть и за своей талией!» Обобщив данные исследования, начавшегося еще в 1976 году, ученые пришли к неутешительному выводу: два часа в день, проведенные у голубого экрана, увеличивают риск ожирения на 23%, а диабета — на 14%. За пятнадцать лет в США число женщин с избыточной массой тела выросло почти в два раза. Виноваты или нет в этой эпидемии именно прославленные «Отчаянные домохозяйки» и «Секс в большом городе» — бабушка надвое сказала.

Судью на «мыло»?

«Если сериалы не мешают человеку выполнять его социальные роли, не создают проблем в семье или на работе — да ради Бога, пусть смотрит на здоровье!» — уверен психотерапевт 16–й минской поликлиники Вячеслав Солтан. Кстати, в Минске еще никто не обращался к врачу с жалобой на то, что «мыльная опера» разрушает жизнь». Наоборот, пока для многих она даже благо — единственный способ эмоциональной подпитки, которую бодрые пенсионеры на Западе получают от путешествий и активного образа жизни...

По словам Вячеслава Александровича, безудержный просмотр сериалов вообще не имеет права называться «зависимостью»: «Из всех критериев зависимости в этом случае выполняется лишь один — навязчивое желание, в данном случае — посмотреть тот или иной фильм. Речь не идет ни о том, что психическому или физическому здоровью причиняется очевидный вред, ни о том, что человек жертвует чем–то жизненно необходимым, ни о других проявлениях, характерных, скажем, для зависимости алкогольной. Конечно, любители сериалов получают от них удовольствие, но только ли сериалы тому причиной? Возможно, для кого–то просмотр — это просто время, когда можно абстрагироваться от действительности, сосредоточиться. Знаю, многие домохозяйки в предвкушении «своего» фильма специально накрывают стол, зовут подруг. И такие ритуалы сами по себе позитивно «якорят» на сериале».

Оказывается, у сериала, который сегодня ругают все кому не лень, масса терапевтических эффектов. В первую очередь — для людей пожилых, именно для них когда–то и придумали это зрелище — тягучее, вялое, в которое можно «включиться» буквально с любого эпизода. Бабушки и дедушки не только заполняют им вечерний досуг, перед тем как выпить таблетки на ночь, но и искренне увлечены сюжетом. Правда, каким–то одним: через 30 — 40 минут просмотра их активное внимание истощается. Зато домохозяйки смотрят по 3 — 4 сериала одновременно. И тоже ведь не внакладе: количество компенсирует качество и в какой–то степени тренируется память. «Кроме того, большинство людей, сами того не осознавая, отождествляют себя с кем–то из героев, а значит, вместе с ним радуются, ощущают прилив сил, активности, потому что сериалы сейчас, как правило, снимаются позитивные, — рассказывает Вячеслав Солтан. — И еще одно: сериалы хорошо работают как отвлечение, давая мозгу долгожданную передышку после насыщенного дня. Темп нашей жизни бешеный, а тут сплошь размеренность и спокойствие». Медики даже выделяют «особо полезные сериалы» — о природе и исторические, они расширяют кругозор, пополняют запас знаний.

А как насчет «растления» и «пропаганды культа насилия»? По мнению Вячеслава Александровича, спорный вопрос: «Сериалы никого не воспитывают, никого не учат. Стереотипы поведения определяются социальной средой и воспитанием в

семье. Просто каждый берет из фильма то, что ему ближе. Не станет человек со сформированными принципами похожим на Сашу Белого из «Бригады»! Но если в нем есть агрессия, он будет выбирать фильмы, созвучные его внутреннему состоянию». По большому счету, психотерапевты могут предъявить «мыльным операм» лишь 2 упрека: в том, что сцены насилия возбуждают нервную систему, провоцируя беспокойство, тревожность, и что, увлекаясь любимым персонажем, мы все больше забываем о себе. В остальном сериалы ни в чем не проштрафились. «Дело» можно закрывать за недоказанностью. И хотя телеманам тоже знакомо нечто вроде абстинентного синдрома — это когда вместо любимого сериала вдруг транслируют футбольный матч, они, по наблюдениям медиков, не пойдут топить свое горе в кофе или вине. Мужчина, скорее, просто побрюзжит, а женщина сублимирует свое разочарование в кипучей хозяйственной деятельности. Видя в долгих, нудных 250–серийных фильмах больше хорошего, чем плохого, медики идут еще дальше — и советуют нам не пытаться обманывать себя. Ведь под аккомпанемент любимого фильма многие ухитряются браться сразу за 100 дел: варят варенье, шьют, готовят, разгадывают кроссворды. И времени жалко, и сюжетных перипетий. «На самом деле это попытка совместить несовместимое, в результате сериал превращается в «пустую породу» для заполнения пауз, — считает Вячеслав Солтан. — Фактически человек хочет объять все, а не получает ничего: внимание разбросано, очень быстро наступает утомляемость, он уже не в состоянии эмоционально настроиться на героев. Так что надо выбирать одно из двух: либо, отложив все дела, смотреть сериал, либо выключить телевизор». Не можете выбрать? Плохо. Что если это как раз тот невероятный случай, когда «мыльная опера» разрушает жизнь?

Страшная какая!

«Не родись красивой», бьющий в Беларуси все рекорды популярности, — тоже мишень для критики. И еще какой! Армию пушкаревских врагов возглавляет Аркадий Арканов, заметивший однажды в сердцах: «Неужели можно всерьез делать подобные фильмы? Полное отсутствие вкуса, банальные диалоги, неумелая игра актеров». Особенно раздражает специалистов «офисная тема»: в противовес в некоторых экономических вузах даже ввели селективные курсы, где на примере «Не родись» учат, как НЕ НУЖНО вести дела, писать отчеты и одеваться на работу. Российские же и украинские зрители, судя по опросам, больше всего устали от скрытой рекламы, ведь герои прямым текстом пиарят с экрана то реально существующую фирму «Карбина–телеком», то производителя йогурта, то сетевую косметическую компанию, то ювелирный салон, то кофе с шоколадом. Ради этого «телемагазина», утверждают злые языки, «Не родись красивой», изначально рассчитанный на 150 серий, «мылился» в прайм–тайме на 50 часов дольше. Но дальше всех в своих претензиях пошел Мосгортранс, который чуть было не подал в суд на... Вику Клочкову. Дело в том, что в одной из серий секретарша Жданова, оставшись без денег, решила прокатиться на общественном транспорте. Да встретила на своем пути турникет. Ох и намучилась Вика, пытаясь вставить в него билет, пока не выдала в эфир: «Что за дебил это придумал?» Руководство Мосгортранса тут же решило, что сериал порочит честь создателей турникетов. Не видели транспортники других дублей этой сцены, в них в ход шли куда более крепкие словечки...

Справка «СБ»

Если вы чувствуете себя зависимым от каких–либо вещей или занятий, проконсультируйтесь со специалистами Центра пограничных состояний и психотерапии (Минск, ул. Менделеева, 4, телефон для справок 235–61–74).

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter