Нежность и грусть

Сегодня день рождения фильма "Три тополя на Плющихе"...

Сегодня день рождения фильма "Три тополя на Плющихе". Нежность-то какая!


Снимать хорошее кино сложно. Об этом все говорят, и особенно подчеркивают этот момент работники киноиндустрии.


- Почему не снимаете хорошее кино?!


- Сложно хорошее снимать!


Вот и поговорили.


И крыть нечем, потому что простому человеку вообще не понять, как можно с помощью актеров и какой-то там аппаратуры создать произведение искусства. Немыслимо! Потому съемочные площадки все время притягивают к себе зевак. Я вот вроде бы человек к камере привыкший. Более того, живу рядом с киностудией. А всякий раз, когда вижу процесс съемок, замираю и с любопытством разглядываю, кто, что и кого снимает. Ведь с самых детских лет кино для меня - это сказка. Волшебная и далекая.


Я думаю, большие деньги портят кино. Когда они приходят в фильм, тут же возникает немой вопрос: как их потратить? Моя знакомая модель, пытаясь поддержать разговор с олигархом, сказала как-то: "Деньги - это так сложно! Их же нужно все время куда-то ВЛАЖИВАТЬ". Фраза стала классической. И широко употребляемой в моем кругу знакомых и друзей. Я вот думаю: правда, поступили на фильм деньги - и куда их "влаживать"? В артистов, декорации, технику, а может, в промо? Если во все сразу - опять окажется, что денег не хватает.


На факультете режиссуры нам говорили: "Учитесь обходиться малым! Есть актер, им и ограничивайтесь. Ведь постановочное искусство - это принцип: от человека, через человека к человеку". То есть режиссер с помощью артиста должен постучаться в душу к зрителю. И вот вам пример - лента "Три тополя на Плющихе". Ведь что на экране происходит: женщина из села, мать двоих детей едет в столицу продавать домашнюю ветчину и знакомится там с таксистом... Весь день ездит с ним по городу, а потом возвращается домой с подарками. Все. А фильм выстрелил. Наверное, с такими артистами, как Татьяна Доронина и Олег Ефремов, режиссеру Татьяне Лиозновой легко было затронуть зрительские эмоции без излишних спецэффектов.


А попал бы такой сценарий в руки к современным режиссерам, что бы они сказали? Наверняка бы специалисты прочли, обсудили и даже плюсы бы нашли. Потому что квартиру на Плющихе можно взять в аренду на время съемок. Съемки-то летом, хозяева запросто могут провести это время на даче. Машина "Волга ГАЗ-21", на которой должен ездить таксист, всегда найдется. Деревенские сцены можно снять зимой в павильоне... Все бы просчитали, я уверена, а вот о главном принципе - от человека к человеку - наверняка бы позабыли.


В 1970 году в Минске проходил Всесоюзный кинофестиваль, и картина "Три тополя на Плющихе" получила главный его приз. Кстати, лента могла бы иначе называться - "Три тополя на Шаболовке". Так изначально планировалось, но потом решено было переименовать фильм, ведь в конце 60-х слово "Шаболовка" уже прочно ассоциировалось с телевидением, и это могло помешать восприятию кинозрителей. Ведь в картине про телевидение - ни слова.


В то время рождалось много хороших картин, воспевающих быт и мораль простого советского человека. "Веселые ребята", "Волга-Волга", "Летят журавли"... Нет, перечислять неверно. Верно сказать, что поход в кино был отрадой и праздником. Каждая премьера становилась событием всесоюзного масштаба.


А сейчас? Простой и душевный фильм найти в киноафише - большая проблема... Как пела Майя Кристалинская: "Опустела без тебя Земля..." Грусть-то какая!


Т.С.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter