ЕС выступила против санкций

Независимость форменная и формальная

Сюжет с недавними санкциями Европейского союза против России весьма поучителен
Сюжет с недавними санкциями Европейского союза против России весьма поучителен и имеет сразу несколько измерений. Наибольшие вопросы возникают по поводу того, на каком основании последняя волна ограничительных мер была введена уже после заключения минских соглашений в сентябре 2014 года и начала перемирия в Донбассе. Явно, что их инициаторы руководствовались вовсе не гуманитарными целями.

Подобное недоумение высказывали и некоторые государства—члены ЕС. Точнее, осмелились заикнуться. Более того, они попытались даже активно возражать против новых санкций. И реакция на эти выступления говорит о многом.


В начале сентября, накануне саммита ЕС, где планировалось принять очередной пакет санкций, свое мнение высказал премьер-министр Чехии Богуслав Суботка: «Я сейчас на основе первого прочтения проекта Еврокомиссии о санкциях могу констатировать, что мы, как Чешская Республика, будем по нему иметь возражения». Его позицию открыто поддержал премьер Венгрии Виктор Орбан, всегда отличавшийся самостоятельным образом мышления. Против нового санкционного пакета выступил и руководитель словацкого правительства Роберт Фицо. По его словам, Словакия не была готова пойти в этом вопросе за официальным Брюсселем, «как баран на скотобойню». По некоторым данным, против выступали также Италия, Греция, Финляндия и некоторые члены германского кабинета министров. В соответствии с уставными документами ЕС при таком раскладе решение должно быть заблокировано, и санкции не были бы введены.


А что же произошло на самом деле?


Принятие окончательного решения отложили на неделю. Двери официальных помпезных встреч закрылись. Несогласных начали «уговаривать». О том, как это происходит, мне приходилось неоднократно слышать от европейских политиков. Американские дипломаты при поддержке евробюрократов буквально выкручивают руки политикам, имеющим свое мнение, ломают через колено лидеров вроде бы суверенных государств. В результате воздействия «активной дипломатии» ровненько через неделю все протестующие стали как шелковые. Санкции были введены! И это при том, что за прошедшее время ситуация в Донбассе не только не ухудшилась, а наоборот, наметилась тенденция к устойчивому перемирию.


Собственно, ничего удивительного в сентябрьском казусе нет. Ведь это далеко не первый такой случай. Вспомним историю принятия Лиссабонского договора, основополагающего документа Евросоюза. Для вступления в силу его должны были одобрить все государства-участники. Ирландцы на референдуме в июне 2008 года проголосовали против. Формально договор нужно было менять и начинать процедуру заново. Как бы не так! Ирландцев заставили опять проголосовать через год, в октябре 2009 года. Предварительно их обработали усиленной дозой концентрированной пропаганды, чтобы получить положительный результат. А от греха подальше всенародные референдумы больше не стали нигде проводить.


К сожалению, недолгая история Европейского союза учит, что вступление в его ряды малых и средних государств ведет к утрате ими своего суверенитета. Относительной свободой действий (и то весьма ограниченной) обладают лишь Великобритания, Франция и Германия. Но даже их политические элиты находятся под мощнейшим влиянием Вашингтона, уклоняясь лишь незначительно от генеральной линии заокеанской сверхдержавы.


Что же, в случае со многими странами — членами Европейского союза мы имеем типичный пример той независимости, когда от правительств этих стран в реальности ничего не зависит.

Вадим ГИГИН


gigin@belta.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter