Раввин Григорий Абрамович – об истинных смыслах Дня независимости Израиля

Независимость духа

На этой неделе Государство Израиль отметило юбилей — 75 лет со дня основания. Уроженцы Беларуси были не только среди тех, кто подписал Декларацию независимости, но и среди руководства страны. День Независимости — это событие, которое определяет не только время, но и программу, и даже философию каждого государства.

Как в самом Израиле, так и в странах еврейской диаспоры я сталкивался с теми, кто утверждает, что День Независимости — исключительно светская дата. ООН признала существование Израиля в свете огромных потерь еврейского народа во Второй мировой войне. Премьер-министр Давид Бен-Гурион прочитал Декларацию независимости в день окончания Британского мандата над Палестиной. Государство укрепилось за счет людей, которые верят не только в Божественное обетование, но и в землю Израиля и нахождение на ней народа. Впрочем, и народный обычай устраивать в этот день пикники и есть жареное на мангале мясо типичен для израильтян со светской точки зрения, а не благословения в синагоге.

Однако значительно больше тех, кто напоминает: в День Независимости Израиля можно услышать в синагогах строки из книги Дварим (Второзаконие, глава 8): «Помни Господа Бога твоего, ибо это Он дает тебе силу и отвагу, дабы осуществить ныне обетование завета, который Он заключил с праотцами твоими и скрепил клятвой». В некоторых синагогах по всему миру, как и в Израиле, читают Халель, хвалебные псалмы по случаю этого дня. В общинах происходит освящение праздника — Киддуш. Во время этой церемонии мы слышим слова из 118-го псалма: «Такова была воля Господня — чудесны и неисповедимы пути Его. День сей подарен нам Всевышним, возрадуемся же и возвеселимся ныне». Поэтому можно смело сказать, что это не только светский, но и религиозный праздник.

В каждом Дне Независимости важно увидеть физическую и духовную независимость народа как проявление Божественного вмешательства. В середине ХХ века ряд ученых утверждал, что может понадобиться от 50 до 100 лет для социальной и психологической интеграции евреев, прибывших из разных стран в Израиль, являющихся представителями различных культур и языков, в единый народ, нацию с одним языком. Однако уроженец Беларуси Лейзер Ицхак Перельман (Элиэзер Бен-Иегуда) возрождает разговорный иврит вопреки прогнозам филологов. Да так успешно, что к 1922 году это один из языков земли Израиля, а в 1948-м — уже государственный.

В эту пятницу мы в Бейт Симха проведем службу к 75-летию независимости Израиля. Поговорим о разных сторонах независимости, чуде возрождения как иврита, так и в целом возможности народов мира говорить, слышать и понимать друг друга. А на следующей неделе с коллегами-раввинами на конференции Всемирного союза прогрессивного иудаизма обсудим отношения Израиля и стран диаспоры.

Хочется верить, что Всевышний поможет нам ответить на вопросы не только о физической, но и о духовной независимости, в которой есть вера и надежда на возрождение и созидание.

Раввин Григорий АБРАМОВИЧ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter