Минскую встречу Высшего Евразийского экономического совета заранее признали исторической

Незапертая дверь

Минскую встречу Высшего Евразийского экономического совета заранее признали исторической. Произошло событие, меняющее экономическую карту значительной части мира. ЕврАзЭС сделало свое дело и, обеспечив прочный фундамент евразийской интеграции, ушло с политической арены. С 1 января 2015 года запускается более тесное интеграционное объединение — ЕАЭС, то есть Евразийский экономический союз.


Нет больше и таможенной «тройки». Есть «четверка». 10 октября к экономической интеграции Беларуси, Казахстана и России добавилась Армения. Кстати, Президент Серж Саргсян на протяжении всего саммита не скрывал приподнятого настроения. Пока на Кавказе спорили, какой путь интеграции выбирать, официальный Ереван определился с выбором еще в сентября 2013 года. Армяне усиленно поработали над «дорожной картой» и Новый год встретят уже в Евразийском экономическом союзе.


 «Тройка» могла вполне превратиться и в «пятерку». В двери Евразийского экономического союза активно стучится Кыргызстан. Но официальный Бишкек свою «дорожную карту» пока не выполнил. Хоть и очень к этому стремится. Впрочем, основатели Таможенного союза, а теперь и Евразийского Александр Лукашенко, Нурсултан Назарбаев и Владимир Путин не устают повторять, что интеграционные двери открыты для всех. 


По словам Александра Лукашенко, любая интеграция, которая устраняет преграды на пути свободного передвижения рабочей силы, капитала, товаров и услуг, позитивна. В этом смысле евразийская интеграция открывает новые возможности для белорусской экономики. Суммарный интеграционный эффект к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. А все страны получат дополнительно 15 процентов прироста ВВП.


По сути, сформирован крупнейший единый рынок с огромным производственным, научным и технологическим потенциалом, колоссальными природными ресурсами. На долю стран — участниц ЕАЭС приходится около четверти всех разведанных в мире полезных ископаемых общей стоимостью до 40 триллионов долларов.


В ключевых отраслях экономики страны будут вести согласованную политику. Это касается энергетики, промышленности, транспортной сферы и сельского хозяйства.


Весьма любопытно, что в союзе планируется унифицировать режим для инвестиций. Инвесторы получат право возмещать за счет государства ущерб их вложениям в результате беспорядков, войн и революций. Национализация частных активов, с одной стороны, запрещена, с другой — в приложении о защите инвестиций описан механизм компенсации. Она должна быть рыночной, выплачиваться быстро. За задержку могут начисляться проценты.


Правда, стоит признать, что внутри Евразийского союза пока еще не все гладко. Есть шероховатости. Например, в ценах на нефть и экспортные пошлины. Особенно показательна здесь история минско-московских углеводородных отношений, так называемый налоговый маневр. Впрочем, никто и не рассчитывал, что сразу откроется столбовая дорога.


Но в любом случае скептики, которые предрекали геополитическим объединениям на постсоветском пространстве скорую смерть, теперь предпочитают молчать. Есть будущее у Содружества Независимых Государств, сотни совместных программ реализованы Беларусью и Россией в Союзном государстве, второй десяток лет работает зона свободной торговли СНГ. На смену Таможенному пришел Евразийский союз, объединяющий 180 миллионов человек. А это мощный и влиятельный игрок уже не только на континенте, но и в мире.


Александр ШЕВКО, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter