Светлана Олещеня из ОАО «Племзавод Мухавец» Брестского района - героиня проекта «Сильная женщина»

Незаменимая для Мухавца Светлана Олещеня

Каждая встреча с героиней проекта «Сильная женщина» похожа на исповедь, когда наша собеседница на все происходившее в ее судьбе смотрит со стороны. Вспоминает, плачет, смеется. Ей-богу, такие моменты достойны того, чтобы попасть даже на широкий экран. Светлана ОЛЕЩЕНЯ из агрогородка Мухавец Брестского района не стала исключением. О таких поют: «Ах, какая женщина!» или «Я готов целовать песок, по которому ты ходила». И хотя в ее трудовой книге нет записей о высоких должностях, в коллективе ОАО «Племзавод Мухавец», вопреки поговорке «незаменимых нет», она стала такой.


Без нее вот уже 20 лет не обходится ни одно событие в коллективе, да и агрогородке. Она знает людей, состоит во всевозможных комиссиях сельсовета, четырежды председательствовала в избирательных во время президентских выборов. Возглавляет первичку «Белой Руси», женсовет, является депутатом сельсовета, председателем профкома на племзаводе и девять лет как руководит районной компартией. Хотя когда-то о приехавшей вслед за мужем в Мухавец горожанке говорили: «Эта не выдержит, скоро в город сбежит!», она осталась и теперь считает Беларусь своей родиной. Кроме общественной нагрузки, Светлана Владимировна — счастливая жена, многодетная мама, вот-вот станет во второй раз бабушкой. Стоит ли продолжать послужной список?

Беспокойное детство и заветы отца


— Я родилась на Украине,  в городе Могилеве-Подольском. В семье было три сестры, я старшая. Отец после горностроительного техникума работал в шахтах. Помню, как в Молдавию взял на экскурсию, и мы увидели, как из залежей ракушек под землей вырезают блоки для строительства. Это была фантастика! Пять раз семья переезжала — куда папа, туда мы. Меняли школы, окружение. К счастью, нас хорошо принимали, дети радовались «новеньким», угощали печеньем. Сейчас понимаю, что от отца мне передалась ответственность. Он был правильным, порядочным. Учил с детства не обещать того, что не можем сделать. Был ярым коммунистом и всегда повторял, самое главное — не утратить любовь к Родине, земле и людям. Думаю, он гордился бы мною, если бы жил и знал, что я возглавляю коммунистическую партию Брестского района и как бы продолжаю его дело.

От мамы мне достались доброта и гостеприимство. А еще рецепт коронного блюда — тушеные свиные ребрышки с черносливом, всегда готовлю их по праздникам. Мама была прекрасной хозяйкой, любила встречать гостей. Родителей давно нет в живых, но я безгранично их люблю.

На Камчатке земля уходила из-под ног


— Это было прекрасное время. Мы жили в военном городке Солнечный, имели большие до неприличия зарплаты. Моя мама, повар на материке, получала 80 рублей, а я — 800, будучи кастеляншей в школе. Жен военных не принимали на серьезные должности, но я не стеснялась того, что выдаю ребятишкам верхнюю одежду в гардеробе. Правда, были и тревожные моменты. Дважды в неделю шли сильные толчки. 1992 год. Нашей дочке Настеньке шесть лет и всего пять дней от роду Максиму. Муж забрал нас из роддома. И пока малыш спал, мы решили позвонить родителям: все хорошо, у вас родился внук! Взяли такси, уже почти приехали на почтамт — и тут земля стала уходить из-под ног. Мы в панике. Наше такси кто-то перехватил. Судорожно останавливаем машины. Как-то сели. Подъезжаем к дому — все с тревожными чемоданчиками и теплыми вещами на улице. Я бегу и плачу: «Боже, где мои дети?» Ворвались в квартиру, зовем — и тут Настин голосок: «Мамочка, мы в ванной спрятались!» Дочка в шубке, на ручках держит братика, закутала его в теплое одеяльце, взяла с собой бутылочку воды, две булочки, конфетки. Сделала все, как учили в школе: если бетонные плиты упадут, то единственный шанс выжить — спрятаться в ванной. Об этом случае редко рассказываю. Но для меня он важен. Как для любой мамы главное, чтобы детки были друг за дружку горой. Даже во взрослой жизни.

Супруг на службе был на хорошем счету. Окончил Высшее бакинское командное училище почти с красным дипломом, его рота считалась лучшей. Но когда произошел путч, платить перестали, жили на сбережения. Витины родители звонили: «Дети, приезжайте, не мучайтесь, будем хату строить!» И вот билеты куплены, мы на чемоданах. Прилетает дежурный «уазик» из части, выходят бойцы: «Ротный, миленький, не уезжайте, мы все будем делать для вас! С ребенком гулять, квартиру отремонтируем! Как мы без вас?» Виктора ребята любили, и он хорошо понимал их. Когда его боец попадал в госпиталь, я мчалась на рынок за домашней курицей, готовила бульон, переливала в термосы. А вечером мы с Витей отпаивали больного.

Коровы, лошади, свиньи — другой мир


— Когда приехали в Мухавец, я испытала шок. Это был другой мир. Коровы, лошади, свиньи, овцы, столько земли — родители мужа держали огромное хозяйство и были настоящими тружениками. Утро у свекрови начиналось в полпятого. Доит коров, топит печь, в чугунках все заложено, кипит. Мы приехали с Камчатки почти без денег и вещей. Сбережения сгорели за ночь: могли купить две квартиры в Бресте, а купили кожаную куртку, туфли для мужа, сапоги и польский костюмчик для меня. Но в дефицитные времена не голодали. Свекор с порога встретил: «Невестка, это ключи от коморы. Шо трэба, то беры!» А там молоко, творог, сметана, масло, яйца, телятина, свинина, колбаса, тушенка, закатки. Напротив дома родителей мужа взяли участок и стали строить дом. У свекра золотые руки, он все сделал в нем сам. Муж в лихие 90-е не смог устроиться на воинскую службу, стал гонять с мухавецкими «хлопцами» машины. Тогда вся Брестчина этим занималась. Витя зарабатывает, дед строит, я бегу на работу, свекровь детей нянчит. Так и жили. А спустя четыре года переехали в свой дом. В нем все мои желания исполнили: огромная кухня, ванная, туалет, веранда, у детей свои спальни. В первое время от гостей не было отбоя. Звонят: «Олещени, у вас большая кухня, едем к вам!» Молодость была очень веселой.

«У вас все получится!»


В Мухавце поначалу я часто ходила на почту, звонила родителям, они переживали. Начальник отделения связи присмотрелась ко мне и вручила 500 страниц почтовых правил: «Cкоро экзамен, на место начальника три кандидата, почитайте, приходите, мне кажется, у вас все получится». Действительно, выбрали меня, и на почте отработала семь лет. Там исключительная дисциплина, каждый день отчеты на главкассу. Получила бесценный опыт, узнала всех местных жителей. И сдружилась с девочками из конторы. Когда в хозяйстве освободилась должность экономиста, пригласили меня.

Раньше в хозяйстве были два гектара стеклянных теплиц, по голландской технологии выращивали огурцы, помидоры. Десять лет вела теплицы, молоко, в том числе от населения. Работа сложная, особенно с людьми. Но у меня получалось. Когда теплицы закрыли, руководитель посоветовался с райисполкомом и назначил меня специалистом  по идеологической работе на племзаводе. Я возглавляла профсоюзный комитет в хозяйстве, была председателем первички «Белая Русь», занималась партийной работой. В начале этого года в штатном расписании ОАО «Племзавод Мухавец» осталась только одна подходящая должность — секретарь-референт. Меня боялись обидеть и в то же время не хотели терять. Вот и согласилась. На Камчатке была кастеляншей — и ничего! Только переживала, что с работой не справлюсь. Благо молодежь помогает. А недавно позвонил бывший директор и насмешил: «Светлана Владимировна, вы теперь секретарь?» Пауза… А потом полушепотом: «Да у вашего директора хороший вкус».

Горжусь своим предприятием. Нашу корову Маланку на выставке «Белагро» в этом году признали лучшей в республике! Труд в сельском хозяйстве тяжелый, не всегда благодарный. Но все люди в Мухавце настолько самодостаточные, неважно, с образованием ты или нет. Кому-то дано его иметь, кому-то нет. И настолько, скажу на белорусском языке, «сэрцам адданыя роднай зямлі», что я восхищаюсь. 30 лет здесь, уже себя считаю белоруской и умею трудиться, как белорусы. И если раньше свекрови соседи шептали: «Твоя невестка городская, не справится», то теперь никто не может бросить камень в мой огород — у меня три свиньи в хлеву, бройлеры, мы сажаем много картошки. И во всей этой жизненной суматохе нахожу отдушину. Заварю кофе, открою окошко в спальне. Занавески колышутся, а я читаю любимый томик Коэлью или Булгакова. Муж сейчас в командировке, разбирает лесные завалы в соседнем районе, очень жду его. Ну разве не счастье?


Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter