Незадействованные возможности аграрного потенциала

Используя старые подходы, решать принципиально новые задачи АПК невозможно.

Окончание. Начало в №  за 13 декабря с. г.

 5. Оптимизация кормопроизводства. Из оценки потенциала лугопастбищных и пахотных угодий следует, что дальнейшее наращивание объемов животноводческой продукции в большей мере должно осуществляться за счет молочного и мясного скотоводства на дешевых травяных кормах. Учитывая, что продукция эта ныне более востребована на мировых рынках, чем мясо свиней и птицы, а в перспективе этот фактор будет иметь еще большее значение с учетом нынешней динамики развития свиноводства и птицеводства в России и других регионах нашего экспорта.

К сожалению, сложившийся в республике силосно-концентратный тип кормления скота приводит к низкой продуктивности животноводства, сокращению продуктивного долголетия коров, большому перерасходу кормов и росту себестоимости продукции. Руководителям сельскохозяйственных организаций и регионов следует четко осознать, что нельзя достичь высоких надоев молока и привесов КРС при рационах с явным доминированием кукурузного силоса, высокая кислотность которого в скармливаемых объемах отрицательно влияет на пищеварительный тракт животных, является главной причиной преждевременной выбраковки коров. Не могут быть молоко и мясо КРС низкозатратными при расходе кормов на единицу продукции в 1,5 раза выше нормативного уровня вследствие низкой их белковости и несоответствия физиологии животных. Кроме того, здесь доминируют корма с самой высокой себестоимостью кормовой единицы, а для их эффективного использования требуются огромные дополнительные затраты на балансирование по белку, в целом по республике — около 300 млн. долларов США на белковое сырье для кукурузного силоса и такой же объем валюты для балансирования зерна злаковых зерновых культур.

Проведенные неоднократно расчеты показывают, что посевная площадь многолетних трав на пашне (бобовых и бобово-злаковых смесей) должна быть на уровне около 1 млн. гектаров, скорректировав адекватно посевную площадь кукурузы на силос. Соотношение в рационе кукурузного силоса и сенажа из многолетних трав должно обеспечить за счет избыточного белка в бобовом компоненте полную компенсацию недостачи его в кукурузе. На этой основе минимум вдвое сократится стоимость кормов в скотоводстве, их удельный расход снизится до нормативного уровня. Именно на такой системе кормления получают высокие надои молока передовые хозяйства республики. Например, заменив в прошлом году 1500 гектаров кукурузы на люцерну, ОАО «Агрокомбинат «Дзержинский» Дзержинского района ввел в травяную часть рациона коровы 15 кг силоса и 15 кг сенажа, в результате средний надой молока от коровы в настоящее время составляет 22 килограмма в сутки, на 2 килограмма больше прошлогоднего, а его рентабельность почти 40 проц. Благодаря этому валовое производство молока в хозяйстве за год возрастет на 4 тыс. тонн. При аналогичной схеме кормления более 23 килограммов составляет молочная продуктивность в СПК «Агрокомбинат Снов» Несвижского района. Неужели нужны еще более доказательные примеры?

Многие руководители сельскохозяйственных организаций и регионов негативно относятся к многолетним бобовым травам вследствие трудностей приготовления из них качественного силоса. Но использование для этого любых многолетних трав, в том числе и бобовых, — экономическое преступление. Из них следует готовить сенаж. При силосовании высококачественная трава превращается в кислый корм, который лишь ухудшает ситуацию с пищеварением животных при добавлении его к кукурузному силосу. По данным Российской академии сельскохозяйственных наук, по сравнению с сенажом в силосе из многолетних трав ухудшаются практически все кормовые качества: возрастает кислотность, сбор кормовых единиц снижается более чем вдвое, а сахаров — более чем втрое.

6. Распределение финансовых потоков в цепи производство — переработка — реализация в соответствии с реальными затратами в этих звеньях. В сложившейся ныне схеме получения прибылей в АПК в наименее выгодном положении остается производитель сырья. Так, по расчетам Института системных исследований в АПК НАН Беларуси, в структуре среднеотраслевых затрат производство сырья в зависимости от его видов в анализируемой цепи в большинстве случаев занимает 60—65 проц., переработка — 20—25 и торговля — 10—15 проц. В выручке же от реализации конечной продукции — соответственно 25—30 проц., 50—55 и 20—25 проц. Это в большей мере является следствием организационной и финансовой разобщенности субъектов АПК и торговли, отсутствия в их взаимоотношениях принципов делового партнерства, в результате чего каждый субъект преследует лишь узковедомственные цели, часто в ущерб друг другу. Улучшить эту ситуацию только административными методами невозможно. Единственный выход — объединение производителей сырья, переработчиков и торговли в интегрированные структуры, осуществляющие свою деятельность на принципах рыночной экономики.

Еще в 2003 году на специальном совещании в Гомельской области были рассмотрены проблемы совершенствования организации агропромышленного комплекса на основе создания рыночно ориентированных продуктовых объединений по схемам горизонтальной и вертикальной кооперации. В первую очередь предполагалось создать на основе региональной и хозяйственной специализации устойчивые сырьевые зоны для полной загрузки производственных мощностей перерабатывающих предприятий, по максимуму реализовать в них потенциал продуктивности сельскохозяйственных растений и животных, за счет углубленной переработки сырья выйти на производство широко востребованной на внутреннем и зарубежных рынках конкурентоспособной продукции. В дальнейшем намечалось трансформировать весь агропромышленный комплекс в крупные объединения, включающие в единую организационную структуру сырьевые зоны по производству сельскохозяйственной продукции, комбикормовые заводы, животноводческие комплексы, предприятия переработки и фирменную торговлю. Это позволило бы существенно сократить межотраслевые затраты, привести внутриотраслевое распределение финансовых потоков в соответствие с затратами каждого субъекта, через авансовые механизмы расчетов существенно снизить потребность в привлечении кредитных ресурсов, упорядочить внешнеторговую деятельность АПК. Главный намечавшийся итог — существенный рост рентабельности аграрного производства.

Однако продекларированные мероприятия в полной мере не реализованы до сих пор. В результате схемы обеспечения сырьем перерабатывающих предприятий в большинстве случаев имеют формальный характер. Перерабатывающие предприятия, кроме сахарных заводов, не оказывают реального влияния на процессы производства сырьевых ресурсов, закупают сельскохозяйственную продукцию со случайными качественными показателями, из которой нельзя изготовить продовольствие и другие товары, соответствующие постоянно возрастающим требованиям внутреннего и внешних рынков. Этому способствуют и руководители региональных органов управления. Каждый район стремится переработать свою продукцию только на местных заводах, как бы плохо они ни работали.

В плане организационного совершенствования структуры АПК следует активизировать интеграцию субъектов хозяйствования, где в качестве организационных центров должны выступать перерабатывающие предприятия. Это позволит получить наибольший экономический эффект от производства и переработки сырьевых ресурсов, оптимизировать финансовые потоки для самофинансирования всей структуры АПК. Очевидно, что инициатива в организации производства конкретных видов сельскохозяйственного сырья в этом случае должна исходить от перерабатывающих предприятий с учетом их потребностей и реализоваться на основании заключенных договоров с хозяйствами своей сырьевой зоны. В них должны быть предусмотрены номенклатура, объемы и сроки поставок, качественные показатели сырья, закупочные цены и порядок расчетов, обязательства и гарантии сторон. В этом случае взаимоотношения в системе производитель — переработчик изменятся коренным образом. Все перерабатывающие предприятия, не обеспечившие себя сырьем на договорной основе под полную производственную программу, должны быть ликвидированы или перепрофилированы.

Для более эффективной работы интегрированных по этой схеме субъектов АПК предприятия переработки в порядке авансирования под закупаемую продукцию должны оказывать хозяйствам сырьевой зоны помощь в обеспечении семенами растений лучших сортов, молодняком животных лучших пород, топливом, кормами, химическими и техническими средствами. В этом случае для сельхозорганизаций потребуется меньше кредитов на выполнение производственных работ.

Для активизации интеграционных процессов необходимо принять соответствующие нормативные акты, предусматривающие полное правовое регулирование реализуемых мероприятий, создание четкого механизма экономических взаимоотношений субъектов интегрированных структур, определение мер материальной заинтересованности руководителей предприятий-интеграторов, предприятий сырьевых зон и их трудовых коллективов.

7. Совершенствование подготовки кадров. Проблема подготовки аграрных кадров, способных реализовать масштабные задачи преобразований в аграрной сфере, в последние годы стала одной из важнейших, а может, даже самой главной.

Несмотря на принимаемые меры, закрепляемость выпускников вузов на селе низкая. После отработки обязательного срока около половины из них меняют сферу деятельности. Поэтому систему подготовки специалистов аграрного профиля следует привести в соответствие со спецификой сельского труда и образа жизни, внеся существенные корректировки прежде всего в порядок набора абитуриентов учебных заведений.

В настоящее время сельскохозяйственные вузы формируют свои контингенты обучающихся в большей мере по остаточному принципу, за счет наименее подготовленных выпускников школ. Кроме того, как показывают социальные опросы, они заранее не намерены работать в сельском хозяйстве, им просто нужен диплом о высшем образовании. Поэтому изначально из них нельзя подготовить хороших специалистов  для современного аграрного производства, а значит, закрепить на селе.

В этом плане представляется рациональным постепенный переход на целевое направление всех поступающих в аграрные вузы. Отбор будущих абитуриентов должен вестись в завершающих классах сельских школ районными кадровыми службами и руководством местных сельскохозяйственных организаций с гарантией трудоустройства в заранее определенной должности.

Получившие целевое направление студенты должны с первых дней обеспечиваться общежитием. Для стимулирования уровня подготовки направляющая организация должна проводить ежемесячную доплату к стипендии в размере, адекватном результатам экзаменационной сессии. Например, при среднем балле 6 — 60 проц. от стипендии, при 7 — 70 проц., 8 — 80 проц., 9 — 90 проц. и при 10 — полная вторая стипендия. По прибытии на место работы молодой специалист должен получить в установленном порядке подъемные и существенную разовую помощь в виде общепринятого для всех хозяйств бесплатного социального пакета (квартира, комплект мебели и др.), а также льготный кредит на бытовое обустройство.

Для обучения на изложенной основе с абитуриентом должен заключаться юридически грамотный договор о последующей работе в хозяйстве на конкретной должности сроком не менее 5 лет. Несомненно, что в абсолютном большинстве случаев после этого срока вопросы закрепления уже не возникнут. Тем более в условиях существенного материального стимулирования посредством получения части прибыли, изложенных в начале статьи.

ВОПРОС о придании приоритета экономике в работе аграрной отрасли поднимался неоднократно на высшем уровне. На это указывал глава государства на совещании по актуальным проблемам социально-экономического развития страны 25 августа: «Все наши решения должны быть основаны на экономических законах, которые действуют объективно, независимо от того, хотим мы этого или не хотим. Никакого популизма быть не должно». Аналогичную позицию изложил перед коллективом Гомельского жирового комбината председатель Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимир Андрейченко: «...надо уходить от этих валовых показателей, это в прошлом. За эти валовые показатели надо платить большой ценой. Поэтому сегодня важны прибыль, рентабельность, экспорт продукции, инновации, инвестиции, и вот на этой основе надо поднимать доходы нашего населения».

Есть прямое поручение Правительства руководителям республиканских органов государственного управления и облисполкомов провести внеочередную переаттестацию руководящих работников организаций, не обеспечивших экономическую эффективность и инновационное развитие, для объективной оценки результатов их практической деятельности.

Экономическая направленность в работе субъектов АПК постоянно рассматривается в Минсельхозпроде. Об этом шла речь и в статье министра сельского хозяйства и продовольствия Михаила Русого «Все начинается с экономики. Улучшить ее — главная задача АПК на старте пятилетки», опубликованной в «Белорусской ниве» 18—19 ноября этого года. Он считает необходимым «…укрепить аграрную экономику и на этой основе улучшить материальное благополучие белорусского крестьянства, повысить привлекательность сельского образа жизни».

На приоритет экономики в аграрном производстве и механизмы его реализации неоднократно указывали ученые-аграрники в средствах массовой информации. На экономическую составляющую в производственной деятельности начинают обращать внимание и некоторые руководители районов. Так, председатель Дзержинского райисполкома Н. И. Артюшкевич свое интервью газете «Белорусская нива» назвал «Нами управляет экономика».

Однако, к сожалению, это редкие случаи. В абсолютном большинстве сельхозорганизаций и на региональных уровнях вопросы экономики не находят должного внимания, хотя именно здесь должны реализоваться необходимые мероприятия. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока экономические показатели не станут первоочередными для оценки работы сельскохозяйственных организаций и регионов, определять моральное и материальное благополучие их руководителей и специалистов. В этом плане нужны конкретные шаги на уровне принятия соответствующего нормативного акта.

Полагаю, что изложенный комплекс ключевых позиций по совершенствованию АПК в настоящее время и в ближайшей перспективе окажет помощь руководителям сельскохозяйственных организаций и органов управления  аграрной отраслью в решении актуальнейшей задачи — существенного укрепления экономики сельскохозяйственного производства.

Леонид КУКРЕШ, академик

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter