Об уникальном явлении - советском кино

Незабываемое

Конец августа у многих кинематографистов связан с одним памятным днем. Давно нет понятия «советское кино». А праздничный день в честь того кино, который, кстати, отмечается до сих пор в профессиональных кругах, остался. Как навсегда в мировой культуре осталось само это уникальное явление, равного которому ничего подобного не было и нет. Во–первых, это было внушительное количество фильмов, национальный колорит и глубокая философия которых не раз восхищали просвещенную публику. Помнится, как директор Мельбурнского кинофестиваля благодарил тогда молодого, а теперь уже классика грузинского кино Тенгиза Абуладзе за то, что национальная история в фильме «Древо желания» тонко и мудро выражает общечеловеческие ценности: «Грузинская история помогла мне лучше понять самого себя». Итальянские неореалисты не раз признавались в любви к фильмам Довженко. Режиссер Дзига Вертов одним только своим «Человеком с киноаппаратом» перевернул всю мировую кинодокументалистику, снабдив ее всеми доступными приемами, включая съемку скрытой камерой. Великий Бергман не раз повторял, что он лишь подошел к той двери, за которой уже был А.Тарковский. Влияние Тарковского, Параджанова признают ныне знаменитые южнокорейские режиссеры Ким Ки Дук, Ли Чхан Дон.

«Солярис»
ФОТО WWW.KINOPOISK.RU

Лучшие фильмы советского кино отличались особой степенью «вчувствования» в человека. Они не столько развлекали, сколько рассказывали о людях. Это было то кино, которое вполне можно назвать человеческим. Вот уж где был настоящий гуманистический смысл! Ведь даже непонимаемый и непринимаемый Тарковский снимал кино только об этом. Разница между «Солярисом» Лема и одноименным фильмом Тарковского, поставленным по известному роману, именно в том и была, что первый был о космосе, а второй — о человеке на земле. Не было в мировом кино героини, равной Веронике из «Летят журавли» по степени душевной трепетности и внутренней силе. Оступившаяся и поруганная, она все равно явила непревзойденный пример женской верности и человеческой преданности. Это Веронике рукоплескал зал Каннского кинофестиваля, когда вручали «Золотую пальмовую ветвь» актрисе Татьяне Самойловой. Как не было и героя, равного Егору Прокудину из «Калины красной» Шукшина. И когда с одной стороны обрушилась лавина упреков за то, что главный герой, претендующий на статус положительного, — бывший зэк, то другая половина зрителей защитила фильм одной фразой: «А вы в глаза Егора Прокудина взглянули?..»

«Человек с киноаппаратом»
ФОТО WWW.KINOPOISK.RU

Эти фильмы не оставляли равнодушными, по ним сверяли собственные моральные принципы. Количество желающих стать учителями зашкаливало после «Доживем до понедельника», как и мальчишек, мечтающих стать разведчиками после фильма «Щит и меч». Примеры были заразительны, а образы, как и актеры, вызывали всеобщее обожание. Киноистории пересказывали, в героев влюблялись. Например, Олега Ефремова полюбили сразу и навсегда после фильма «Три тополя на Плющихе». Ведь до сих пор помнится его молчаливый взгляд, когда он слушал щемящее доронинское «опустела без тебя земля». Не забыть и очаровательные «Пять минут» тонюсенькой молоденькой Л.Гурченко, которая сразу стала знаменитой после «Карнавальной ночи». А как становилось тихо на шумных городских улицах, когда шли первые советские сериалы «Тени исчезают в полдень», «Вечный зов», а потом все серии про Штирлица.

«Три тополя на Плющихе»
ФОТО WWW.KINOPOISK.RU

Теперь–то понимаешь, что в советском кино было все, что так необходимо большому кинематографу: жанры, звезды, продюсеры, прокат. Плюс грамотная кинополитика от мелочей до крупного. В итоге — всенародная любовь, мировая слава и свое место в истории.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter