Нейтральная передача

Наш «народный» автомобиль: мечта или реальный проект?
Наш «народный» автомобиль: мечта или реальный проект?

Выходя утром во двор, чувствуешь себя, словно на автосалоне. Одна марка круче другой... Причем пространства под окнами становится все меньше. А заторы на дорогах случаются не только утром и вечером. От обилия машин сегодня рябит в глазах. За руль садятся даже те, кто всю жизнь проходил пешком. Знаю, не всем автомобилизация по вкусу. Доставляет неудобства, ухудшает экологию. Но, в принципе, как потребитель я радуюсь за тех, кто может себе позволить то, о чем мечтал.

А вот в Правительстве всерьез озадачены: уж слишком много валюты тратится на оплату новых и бэушных иномарок. Вот данные Минстата. За январь — август 2007–го в страну ввезено почти 125 тысяч автомобилей на сумму 714 миллионов долларов. Совершенно ясно, что к концу года импорт машин превысит 1 миллиард. Такого еще не было. Первый вице–премьер Владимир Семашко на днях заявил о том, что в Беларуси надо организовать собственное производство автомобилей. Цель проста и разумна: улучшить внешнеторговое сальдо. А как насчет средств?

Дело — конвейер

Напомню, что попытки наладить в Беларуси собственную сборку были. Десять лет назад в поселке Обчак под Минском стали собирать легковые машины «Форд–Эскорт». Возможно, если бы проект не остановился, проблема оттока валюты не стояла бы сейчас так остро. Но в России случился дефолт. Население враз обеднело и все планы западной корпорации по росту производства и экспорта пошли под откос. «Форд» ушел.

Спустя время в Дзержинске заговорили о планах сборки «Шкод». Казалось, вот–вот с конвейера сойдут первые экземпляры. Но что–то не заладилось, проект зачах... Прошли годы и наконец появилась новая возможность: сборка иранских автомобилей «Саманд». Слова не разошлись с делом. Совместное предприятие ЗАО «Юнисон» собирает в Обчаке машины из иранских машинокомплектов. Впрочем, те 2.000 штук, которые запланировано спустить с конвейера в этом году, — цифра весьма скромная в сравнении с общим потреблением. Даже если все авто будут проданы, это составит менее 2 процентов от того потока, который ежегодно поступает в страну.

Для сравнения: в России в 2006 году объем рынка легковых авто составил чуть более 2 миллионов штук. А собственное производство — 1,2 миллиона. Любопытно, что лидирует отечественный «АвтоВАЗ», выпустивший более 700 тысяч автомобилей. Но серьезную конкуренцию ему составляют сборочные предприятия «Хьюндая», «Тойоты», «Форда», «Шевроле» и еще нескольких иномарок.

Раскручивается производство западных моделей и в Украине. Особенно популярной там становится «Шкода». Впрочем, как и в России, объемы еще недостаточны для удовлетворения своего рынка. А вот Узбекистан, похоже, единственная постсоветская страна, которая превращается в экспортера машин. Компания «УзДЭУавто» выпустила в прошлом году 140 тысяч автомобилей разных моделей. В этом — намерена увеличить производство до 150 тыс. Кроме того, созданное недавно СП «Дженерал Моторз–Узбекистан» имеет проектные мощности на выпуск 250 тысяч авто. А каковы перспективы нашего «Саманда»?

Тонкий выбор

Дмитрий Егоров, генеральный директор ЗАО «Юнисон», рассказал мне о том, что иранский автомобиль имеет определенный успех на рынке России. В этом году в соседней стране купили более 8.000 автомобилей этой марки. «Саманд», к слову, собирают не только в Беларуси, но и в Малайзии, Венесуэле, других странах. Такая популярность создает некоторые неудобства белорусским сборщикам. Машинокомплекты в Обчак поставляются не всегда ритмично. Впрочем, «Юнисон» уже со следующего года планирует уходить от «отверточной сборки». По словам Дмитрия Егорова, в 2008–м откроются цехи сварки и покраски, а к концу 2009–го машины должны собираться по полному циклу.

Будет ли на них спрос? Ведь цену «Саманда», 12,5 тысячи долларов, трудно назвать низкой. «Сегодня мы делаем только «люксовую» модель. В ней много электроники, бортовой компьютер, литые диски. Поэтому и цена получается достаточно высокая. Люди, которые приходят в наши дилерские центры, говорят, что рады были бы купить машину «без наворотов», но чтобы ее цена была 10.000 — 11.000 долларов. Поэтому мы хотим расширить модельный ряд», — поделился планами руководитель «Юнисона».

— А можно ли, на ваш взгляд, организовать в Беларуси производство «народного» автомобиля, известной и хорошо раскупаемой марки?

— Вопрос сложный. Ведь новых машин у нас покупается не так много. Объем этого рынка — 10.000 — 15.000 в год. Заинтересует ли он какой–нибудь раскрученный западный концерн? А если говорить о покупке лицензии, тоже важно не прогадать. В последние годы, например, в моде «Фольксвагены–Пассаты» и «Гольфы». Но мода меняется... И дорогая лицензия может не окупиться. Кроме того, если создавать масштабное производство, надо повышать пошлины на импортные автомобили. Например, в Китае своих производителей защищают 100–процентными пошлинами на импорт, в Иране — 140–процентными. Мера действенная. Но понравится ли она нашим покупателям? Ведь сегодня они избалованы выбором. А к хорошему привыкаешь быстро...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter