Нейроциркуляторная астения – болезнь-загадка?

Субъективные ощущения человека преобладают над данными медобследования. При отсутствии органических изменений со стороны всех систем организма – висцеральной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и т. д. – у больного ни с того ни с сего может повысится температура, появляются тяжелое дыхание, дискомфорт в разных частях тела, наруша-ется работа сердца и органов желудочно-кишечного тракта. И это далеко не полный перечень симптомов недомогания.

Все клинические симптомы нейроциркуляторной астении (НЦА) разнообразны, но для них характерно одно.

Субъективные ощущения человека преобладают над данными медобследования. При отсутствии органических изменений со стороны всех систем организма – висцеральной, сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной и т. д. – у больного ни с того ни с сего может повысится температура, появляются тяжелое дыхание, дискомфорт в разных частях тела, наруша-ется работа сердца и органов желудочно-кишечного тракта. И это далеко не полный перечень симптомов недомогания.

Однако при определенных условиях, под влиянием различных внешних и внутренних факторов, функциональные нарушения, характерные для НЦА, могут перейти в заболевания так называемого психосоматического ряда. Это артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь и т. д.  Поэтому самолечение и самостоятельное установление диагноза крайне опасны! Необходима консультация лечащего врача.

Предупреждение и лечение нейроциркуляторной астении должно начинаться с закаливания в детском и юношеском возрасте, нормализации образа жизни, коррекции двигательной активности, организации рационального режима труда и отдыха. Лучший отдых – это ночной сон. Он должен быть не менее 7–8 часов, в детском возрасте до 10. Важна адекватная физическая активность. Регулярные физические упражнения – неотъемлемая часть здорового образа жизни.

Дозированное применение физических упражнений уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС, повышает ее регулирующую роль в координации деятельности важнейших органов и систем, вовлеченных в патологический процесс.

Хороший эффект приносят утренняя гигиеническая гимнастика, дозированная ходьба, ближний туризм, спортивные игры или их элементы; физические уп-ражнения в воде, плавание, бег, танцы, велосипедные прогулки летом, лыжи зимой, упражнения на тренажерах, а также лечебная физкультура. Индивидуально подобранный режим упражнений позволит подготовить организм к регулярным рабочим нагрузкам без возникновения осложнений. Например, быстрая ходьба может заменить бег или езду на велосипеде.

Главное помнить – в основе успешного применения физических упражнений у пациентов с НЦА лежат регулярность и дозированность физических нагрузок, но никак не большой объем выполняемой работы в течение одного занятия. Поэтому лучше заниматься физкультурой каждый день понемногу, чем 1 раз в ме-сяц, но с большой нагрузкой. Также предпочтительнее медленный бег (трусцой) на длинные дистанции, чем быстрый бег на короткие расстояния. Если вы занятой человек или пока еще плохо переносите физические нагрузки, то, как минимум, рекомендуется ходить пешком на свежем воздухе от 30 минут до 2 часов в день. Несмотря на кажущуюся простоту, регулярные прогулки на свежем воздухе, даже в течение 30 минут, действительно оказывают положительный эффект на состояние пациентов с НЦА. Они помогут набраться сил для работы и отдохнуть, предотвратят поражение сосудов сердца, снимут стресс и психоэмо-циональное напряжение, поддержат ваш вес на необходимом уровне, укрепят мускулатуру, предотвратят повышение артериального давления, улучшат качество сна.

Занятия лечебной физкультурой – прекрасное средство тренировки организма и повышения работоспособности. При выполнении упражнений следует помнить о  следующих правилах: учитывать особенности состояния организма, возраст и тренированность. Противопоказаны игры, при которых возможны столкновения играющих, нанесение ударов по голове, а также игры, требующие большого напряжения. Запрещены упражнения, связанные с сотрясением тела, – прыжки, подскоки, падения.

ЛФК оказывает нормализующее влияние на сосудистую реактивность, способствуя снижению тонуса сосудов и нормализации общего сосудистого сопротивления. Это, в свою очередь, сопровождается отчетливым снижением артериального давления. Физические упражнения повышают тренированность миокарда и функциональное состояние сердечно-сосудистой системы. Под влиянием дозированных упражнений нормализуются показатели холестеринового обмена, коагулирующая активность крови и активизируется противосвертывающая система. Развиваются компенсаторно-приспособительные реакции, повышается адаптация организма больного к окружающей среде и различным внешним раз-дражителям. Особенно благоприятное влияние на больных оказывают специ-альные физические упражнения – у больных тогда улучшается настроение, уменьшаются головная боль, головокружение, неприятные ощущения в области сердца.

Интенсивность и объем занятий зависят от общей физической подготовки и функционального состояния сердечно-сосудистой системы, определяемого врачом.

Вегетативные расстройства могут быть вызваны различными причинами: нехватка кислорода, умственное перенапряжение, большая физическая или эмоциональная нагрузка, перепады атмосферного давления. Постоянно проявляющаяся под влиянием этих факторов компенсаторная реакция сердца ограничивает человека во многих видах деятельности. Изложенные ниже упражнения устраняют и ослабляют влияние некоторых симптомов НЦА в случае, если заболевание не носит тяжелый характер.

Общеразвивающие упражнения

1. Лежа на спине, руки в стороны, в правой руке теннисный мяч. Руки соеди-нить впереди, переложить мяч в левую руку. Вернуться в исходное положение. Руки соединить впереди, переложить мяч в правую руку. Вернуться в исходное положение. Смотреть на мяч. Повторить 10–12 раз.

2. Лежа на спине, руки вдоль туловища, в правой руке мяч. Поднять руки вверх (за голову) и переложить мяч в другую руку. Вернуться с исходное положение. То же повторить другой рукой 5–6 раз. Смотреть на мяч. При поднятии рук – вдох, при опускании – выдох.

3. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения прямыми руками в течение 15–20 сек. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Дыхание произвольное.

4. Лежа на спине, руки вперед. Махи одной ногой к разноименной руке. Повто-рить 6–8 раз каждой ногой. Во время маха – выдох.

5. Лежа на спине, в поднятых вперед руках держать волейбольный мяч. Махи ногой с касанием носком мяча. Повторить 6–8 раз каждой ногой. Во время маха – выдох.

6. Лежа на спине, руки вперед. Выполнять скрестные движения руками, опуская и поднимая их. Следить за кистью одной, затем другой руки. Выполнять 15–20 сек.

7. Лежа на спине, в правой руке, поднятой вперед, держать теннисный мяч. Выполнять рукой круговые движения в течение 20 сек. Смотреть на мяч и менять направление движения через 5 сек. То же повторить другой рукой.

8. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять скрестные движения 15–20 сек. Дыхание не задерживать.

9. Сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги. Поочередно поднимать и опускать ноги. Выполнять 15–20 сек. Дыхание не задерживать.

10. Сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево, вернуть в исходное положение. То же левой ногой вверх – вправо. Повторить 6–8 раз каждой ногой.

11. Сидя на полу, упор руками сзади. Правую ногу отвести вправо, вернуть в исходное положение. То же повторить левой ногой влево. Повторить 6–8 раз каждой ногой.

12. Сидя на полу, упор руками сзади, прямая нога слегка приподнята. Выполнять круговые движения ногой в одном и другом направлении. Повторять 10–15 сек. каждой ногой. Смотреть на мысок.

13. Сидя на полу, упор руками сзади, но подняты обе ноги. Выполнять круговые движения поочередно каждой ногой в одном и другом направлении 10–15 сек.

14. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Поднять палку вверх, прогнуть-ся, посмотреть – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 8–12 раз.

15. Стоя, держать гимнастическую палку внизу. Присесть и поднять гимнасти-ческую палку вверх, вернуться в исходное положение. Смотреть на палку.Повторить 8–12 раз.

16. Стоя, держать гантели (минимального веса) впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении – 15–20 сек. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем 5 сек. в другом.

17. Стоя, держать гантели впереди. Одну руку поднимать, другую – опускать, затем наоборот – 15–20 сек.

18. Стоя, гантели в опущенных руках. Поднять гантели вверх, посмотреть на правую гантель, затем опустить. Поднять гантели, посмотреть на левую гантель, опустить.

20. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Повернуть голову на-право, затем налево, не изменяя взгляда. Повторить 8–10 раз в каждую сторону.

21. Стоя, смотреть только вперед на какой-либо предмет. Голову поднять, затем опустить, не изменяя взгляда. Повторить 8–10 раз.

Татьяна ПРИСТРОМ, кандидат медицинских наук

Андрей ПРИСТРОМ, доктор медицинских наук, доцент

Белорусская медицинская академия последипломного образования

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter