Как работает нейроплатформа для детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности

Нейрофитнес для непоседы

Синдром дефицита внимания и гиперактивности есть у каждого десятого ребенка. Ему непросто сосредоточиться на домашнем задании, а то и просто усидеть на месте. Проблема общемировая, для решения которой на Западе предлагают три варианта: беседы с психотерапевтом, медикаменты или работа с технологией нейрофидбека.



У нас в основном практикуется первый подход. Впрочем, недавно появилась и платформа для нейрофитнеса, ее предлагают авторы проекта PigPug. Как это работает?

...Чувствую себя героиней научно–фантастического фильма: на голове нейрогарнитура, с помощью которой мне предстоит управлять движением... розового кекса. Собственно, кекс на экране телефона и силой мысли нужно заставить его лететь вверх. Упражнение на концентрацию. Сначала кажется, что ничего не получается: как в бисквит ни всматривайся, он медленно падает и вот–вот исчезнет с экрана. Но в последнее мгновение все–таки взмывает вверх. Уф, получилось.

— Опишите, о чем подумали, — просит один из авторов проекта Андрей Плечко.



— Вспомнила школьный стишок на немецком языке...

С упражнением на расслабление оказывается еще сложнее: мозг никак не хочет отключиться от окружающего шума и кекс уверенно снижается, пока не исчезает из поля зрения.

— Да, расслабиться всегда сложнее, — подбадривает меня Андрей.

Сам он по образованию математик, но в работе с детьми определенно на одной волне. Впрочем, как и вся их команда единомышленников, которая пристально изучила всевозможные гарнитуры и девайсы и пришла к выводу: нужно создавать свое, чтобы идеально подходило для ребят. В итоге работа началась не только над нейрогарнитурой, но и над платформой, дающей возможность заниматься даже дома на диване. В чем же секрет силы мысли? Как оказалось, никакой магии. Разработчики объясняют:

— Сигнал считывается с поверхности головы, усиливается и передается на смартфон. Чтобы это работало, для начала нужно соединить устройства. В гарнитуре, которую мы сейчас разрабатываем, соединение будет по Wi–Fi. Сегодня рынок предлагает в основном Bluetooth, но мы уже столкнулись с тем, что в большой аудитории из–за других гаджетов теряется сигнал.



Итак, мы уже поняли, что с помощью платформы изучают два основных параметра — интенсивность концентрации и расслабления. Почему же с последним так непросто? Андрей поясняет, что мало просто расслабиться, нужно еще удерживать это состояние:

— Интенсивность расслабления будет возрастать, когда вы примете удобную позу, закроете глаза, убрав визуальный образ. У нас предусмотрен различный диапазон, от нуля до ста. И наша задача, чтобы вы все больше времени могли находиться в более высоком диапазоне расслабления.

Тем временем на экране очередное упражнение на концентрацию — бочка, которая взорвется, если несколько секунд удерживать внимание опять–таки в определенном диапазоне. При этом Андрей отмечает, что важно хвалить человека и подбадривать, тогда у него все получается намного лучше:

— А еще мы с детьми ищем так называемые хаки: кто–то концентрируется на пульсе, кто–то начинает считать про себя, а кто–то просто внимательно что–то рассматривает.

Подобный метод лечения синдрома дефицита внимания активно используют во многих европейских странах, США, России. У нас же пока можно говорить только об обучении концентрации, эдаком нейрофитнесе. Разработчики убеждены: технология нейрофидбека в игровой форме позволяет не просто обучиться полезным навыкам, но и привнести их в свою жизнь. Скажем, для ребенка это элементарная усидчивость на уроках.



ТРИ ВОПРОСА О ПРОЕКТЕ

1. Чему можно научиться с помощью нейрофитнеса?

• Навыкам расслабления.

• Концентрировать и переключать внимание.

• Управлять своими эмоциями и контролировать свое поведение.



2. Сколько времени понадобится, чтобы стать внимательнее?

— Около 30 — 40 сессий на протяжении получаса, — поясняет еще один представитель команды Дмитрий Белоус, врач по образованию, которого увлечение нейрохирургией привело к нейроинтерфейсам и нейрогарнитурам. — Уже после десятой сессии ситуация начинает выправляться, а после тридцатой — есть видимый успех. Конечно, навык нужно периодически поддерживать, то есть раз в несколько месяцев проходить по 5 — 10 сессий.

3. Сработает ли подобный подход для взрослых?

Разработчики не скрывают: у взрослых, можно сказать, более закостенелый мозг, уже сформировались нейронные сети. Дети все же здесь более обучаемы. При этом малышам младше пяти лет этот способ не подойдет: считается, что в таком возрасте лучше лишний раз не вмешиваться. Самое подходящее время для тренировок — с 6 до 14 лет. В Европе похожими методами (но используя другие параметры) лечат у взрослых посттравматический синдром. Правда, эффект тоже наступает медленнее, чем у детей.

pasiyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter