Невыгодный прокат

Для  того,  чтобы  телеканал  купил  фильм,  его  длительность  должна  быть  кратна  13

Для  того,  чтобы  телеканал  купил  фильм,  его  длительность  должна  быть  кратна  13

В большинстве развитых стран кино является одним из самых прибыльных бизнесов. Прибыльных настолько, что доходы от некоторых фильмов равняются годовым бюджетам небольших государств. По данным экспертов, ежегодно в мире выпускается около 6 тысяч кинофильмов, при этом основная доля мировых прокатных сборов (а это около $ 10 млрд.) приходится на 30 голливудских картин. 

По большому счету, все здесь понятно: снял картину, запустил в прокат и жди, окупится или нет. Только окупаемость зависит  от разных факторов – начиная от таланта режиссера, занятых в фильме актеров,  заканчивая бюджетом на рекламу. Правда, с документальными фильмами дело обстоит сложнее. 

На студии документальных фильмов «Летапiс» Национальной киностудии «Беларусьфильм» обходятся государственными средствами, которые выделяет Министерство культуры Республики Беларусь. Как правило, на съемки художественного фильма тратится 500—700 тысяч долларов, на  документальный фильм длительностью около 10 минут –  около 25 тысяч. При этом, несмотря на то что идет речь о привлечении сторонних средств финансирования,  в нашем документальном кино таких проектов нет. 

И если с окупаемостью художественных картин все более-менее понятно (купил билет – поддержал кинопроизводство), то с документальными дело обстоит сложнее. Документальное кино – это зеркало времени, которое, скорее, выполняет идеологическую и воспитательную функцию. А потому вписаться в рыночные отношения, где главным критерием качества является кассовый сбор, ему совсем непросто. Например, в кинотеатре «Центральный» раз в месяц проходит показ документальных фильмов, встречи с авторами, но серьезных денег эти  показы не приносят. Документальные картины  могут получить прибыль и окупиться за счет  проката на телевидении. Например, путем трансляции в прайм-тайм. Но и здесь возникают свои трудности.  Во-первых, пробиться в этот самый прайм-тайм далеко не просто: это время, как правило, занято новостными выпусками, сериалами или развлекательными шоу. Увы,  документальная продукция пока не претендует на столь высокие рейтинги. Во-вторых, чтобы продать телевидению документальный фильм, он должен быть кратным 13, т.е. длиться 13, 26, 39 или 52 минуты. Все дело в том, что после 13 минут телевидение запускает рекламу. И если фильм идет 12,5 минуты, его еще купят. Но если 13,5  – нет, так как 30 секунд рекламы приносят немалые деньги. А потому возникают сложности, так как многие режиссеры не придерживаются рамок. 

Отсюда возникает закономерный вопрос: что же все-таки остается главным — удовлетворение собственных амбиций или  рациональные экономические решения для такого убыточного предприятия, как «Беларусьфильм»?! Кроме того, если одна часть документального фильма стоит почти 25 тысяч долларов, то каналы, разумеется, при покупке тратят в десятки раз меньше. Так что об окупаемости документальных фильмов говорить не приходится. 

— Чтобы снять интересный документальный фильм, который приносил  бы доход,  работа над ним должна начинаться уже в стадии сценария, т.е. нужно сразу расставить акценты и решить, а что же будет интересно зрителю,  — считает Оксана Эйхарт, директор съемочной группы студии «Летапiс» Национальной киностудии «Беларусьфильм». – Многие же режиссеры часто просто «творят» и экспериментируют. А должно быть иначе: ты еще не начал работу над фильмом, но уже точно знаешь, для какой аудитории снимаешь, на какую тему, какой канал потом может купить картину, в какое время показать ее и т.д. Это многочисленные факторы, которые стоит учитывать при работе над документальным фильмом. А кроме того, важно не допустить перерасхода сметы. Ведь здесь на счету каждая копейка. Иногда режиссер начинает снимать одно, заканчивает другим, при этом уходят дополнительные метры кинопленки. А один метр негативной пленки, например, стоит 2 доллара. 

Впрочем, есть сегодня документальная продукция, которая приносит реальные доходы. Это документально-постановочные социальные ролики Анастасии Сухановой. Но они скорее исключение, чем правило. По словам ведущего специалиста отдела реализации Национальной киностудии «Беларусьфильм» Надежды Горошевич, сегодня можно говорить о том, что имя Анастасии Сухановой – это своеобразный бренд киностудии. На Межгоcкинорынке, который проходит 4 раза в год в Москве,  ждут новых выпусков. Эти фильмы популярны потому, что они верно нашли  свою аудиторию. Ролики Сухановой – для подростков. В доступной и понятной форме рассказывают о наркомании, курении, ВИЧ. Уже сделаны кинокопии фильмов на DVD с правом публичного видеопоказа. Среди заказчиков – Магадан, Чукотка, Якутия, Сыктывкар. Стоимость одного наименования фильма – около 300 долларов. А таких копий было продано немало. Причем покупают не только региональные кинопрокатные организации. Часто деньги на покупку выделяют из бюджета городские администрации, что еще раз подтверждает социальную значимость такого кино.  Кроме того,  наши кинопрокатные организации, которых в республике 7, приобретают  все социальные ролики. 

Несмотря на то, что именно документалистика получает больше всего наград на международных фестивалях, документальные фильмы в основном не окупаются. Ни в какой стране. При всем при том документальным фильмам как воздух нужен экран. И четко продуманная стратегия. Тогда у них будет и слава, и доход. Или хотя бы что-нибудь одно. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter