Эксперт об актуальности развития единой стратегии обеспечения продбезопасности Союзного государства

Невозможно не замечать лидерство...

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), в 2021 году в мире с системным недоеданием, а это более благозвучное определение голода, столкнулись 828 миллионов человек — 9,8 процента населения планеты. Это на 46 миллионов больше, чем в 2020‑м, и на 150 миллионов больше, чем в 2019‑м. В 2030 году даже с учетом восстановления мировой экономики около 670 миллионов человек (8 процентов мирового населения) будут по‑прежнему сталкиваться с голодом.

Фото из архива «СБ»

Беларуси это никоим образом не грозит. Более того, наша страна вправе считать себя самообеспеченным и независимым, в продовольственном отношении в том числе, государством. И вот почему. Еще в 1974 году на Всемирной конференции, организованной ФАО по следам глобального продовольственного кризиса, было принято решение об определении единых критериев продбезопасности стран. Одним из ключевых показателей стал объем производства зерна в расчете на одного человека в год (не менее тысячи килограммов). Этот рубеж, как известно, наши аграрии давно взяли. В том числе и поэтому, начиная с 2000 года, ФАО с полным основанием ежегодно отмечает, что в Беларуси, как и в наиболее развитых странах мира (Канаде, Германии, Франции и других), практически отсутствует доля недоедающего населения.
Беларусь стала не просто гарантом обеспечения собственной продовольственной безопасности, но и страной с экспорто ориентированным производством сельхозпродукции. В 2022 году достигнут рекордный показатель по объему поставок продовольствия на внешний рынок — 8,3 миллиарда долларов (на 24,2 процента больше, чем в 2021-м).
Наша страна, хотелось бы этого кому или нет, сегодня один из лидеров глобального продовольственного сектора и занимает значимые позиции в мировом рейтинге производителей сельхозпродукции и продовольствия: 6‑е место по производству сухого обезжиренного молока, 10‑е — масла животного, 12‑е — картофеля, 15‑е — сухого цельного молока, 16‑е — масла рапсового. В структуре мировой торговли удельный вес Беларуси составляет по маслу животному около 5 процентов, маслу рапсовому — 4, сухому обезжиренному молоку — 3–4, сырам и творогу — 3, моркови, свекле — 2–3, колбасным изделиям — 2 процента.

Но... Согласно последним данным, в глобальном рейтинге продовольственной безопасности наша страна находится на 55‑м месте, тогда как в 2021‑м была на 36‑й позиции. Вопрос: почему, прирастая в объемах продукции, падаем в рейтинге? Ответ: налицо ангажированность, предвзятость отдельных кругов к нашей стране и, как следствие, искусственное занижение данного показателя. В пользу этого утверждения еще один факт: по итогам 2020 года наша страна была совершенно объективно размещена на высоком 23‑м месте — выше России, Польши, Испании, Греции, Казахстана, Венгрии, Катара, Саудовской Аравии, а эксперты, в качестве сильных сторон продбезопасности в Беларуси, отмечали наличие возможностей для производства безопасного и качественного продовольствия, минимальные потери сельскохозяйственной продукции, достаточность продовольствия на внутреннем рынке и так далее.

И что за два каких‑то года всего этого не стало? Отнюдь. Средний индикатор доли отечественных товаров по продовольственной группе, к примеру, составил 76,8 процента. В результате введенных санкций по продовольственным товарам сокращения экспорта не наблюдалось. Незначительный спад был по импорту в 2020-м, однако досанкционные показатели достигнуты уже в 2021‑м. Страна изменила географию экспорта.

Бесспорно, обеспечение продовольственной безопасности любой страны зависит от глобальных тенденций. Нынешние, а это сплошь внешние вызовы и угрозы, санкционная политика, имеющая конечной целью разрушение экономики и Беларуси в целом, очень нехороши и накладывают, конечно же, определенный негативный отпечаток на развитие экономики.

Но также очевидно и то, о чем неустанно напоминает наш Президент: любой кризис является возможностью для роста.

Одно из направлений выхода из паутины санкционных угроз — обоснованная политика замещения импорта товаров аналогичными продуктами, создание на территории страны новых предприятий, выпускающих продукцию, которую ранее приходилось ввозить.

Второй, а может, и первый по значимости аспект — тесное сотрудничество, интеграция и взаимопроникновение агарных отраслей Беларуси и России в рамках нашего Союзного государства. Взаимопонимание здесь как между субъектами хозяйствования, так и органами управления полное. Сейчас идет плодотворная работа по сближению и унификации национальных законодательств, имеет место схожесть в законодательном регулировании продовольственной безопасности.

Для стабилизации ситуации предлагается разработать стратегию обеспечения продовольственной безопасности Союзного государства Беларуси и России в условиях влияния внешних вызовов и угроз.

В результате реализации комплексных мер стратегии прогнозируется улучшение стабилизации экономики, в частности снижение инфляционных процессов, рост реального ВВП, положительного сальдо внешней торговли по продовольственным товарам. Таким образом, повысится уровень продбезопасности и финансовой независимости двух государств, что обеспечит занятие устойчивой ниши в мировой торговле продовольствием.

Елена КАРАЧЕВСКАЯ, заведующая кафедрой БГСХА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter