Неволя по собственной воле.

Как доверчивые любанчане в Москве бесплатно строили дом, отдыхая на его бетонном полу. Николай Воробей старается не попадаться на глаза тем, с кем не так давно сердечно, доверительно беседовал, обещая хорошие заработки. Не только из-за угрызений совести. При встрече у кого-то не выдержат нервы, возникнет потасовка, и Николай может отправиться на нары... Суд Любанского района, признав его виновным в незаконном трудоустройстве земляков за границей, причастным к их трудовой эксплуатации, приговорил к трем годам лишения свободы, но решил не приводить в исполнение наказание, если в течение такого же срока Воробей не совершит нового преступления.

Как доверчивые любанчане в Москве бесплатно строили дом, отдыхая на его бетонном полу.

Николай Воробей старается не попадаться на глаза тем, с кем не так давно сердечно, доверительно беседовал, обещая хорошие заработки. Не только из-за угрызений совести. При встрече у кого-то не выдержат нервы, возникнет потасовка, и Николай может отправиться на нары... Суд Любанского района, признав его виновным в незаконном трудоустройстве земляков за границей, причастным к их трудовой эксплуатации, приговорил к трем годам лишения свободы, но решил не приводить в исполнение наказание, если в течение такого же срока Воробей не совершит нового преступления.

— Хочешь не только посмотреть Москву, но и хорошо заработать? Подумай, такая удача выпадает не часто: проживание в отеле, трехразовое питание, выходные дни, деньги на карманные расходы, — уговаривал он земляка. — Да, придется работать по 12 часов в сутки, но и заработки солидные — 8 долларов за квадратный метр утепленного фасада здания.
Владимир Минченя прикинул: о таких деньгах в их деревне можно только мечтать, он слышал, что московские олигархи щедро платят тем, кто строит особняки. Знал он и историю, когда группа любанчан, поддавшись подобной агитации, поехала в Россию на обрезку деревьев гигантского сада и, хлебнув горя, ни с чем вернулась обратно. Организатора поездки тогда нашли, судили. Но то был залетный мошенник. А тут — свой парень, живет в соседней деревне, женат, растит ребенка. Заявляет, что и сам намерен два с половиной месяца поработать на “хлебном” объекте.
— Хорошо, я соберу еще ребят, желающих подзаработать, — согласился Владимир.
Были сборы недолги. И уже на следующий день Николай на микроавтобусе увез семерых земляков в Первопрестольную. На стройке отдал прорабу паспорта приезжих. Получил 300 долларов. И умчал обратно. А новоявленных работников первым делом поселили. Не в отеле, а тут же, в строящемся доме, где не было ни отопления, ни туалета, ни душа, ни кроватей. Чтобы не простыли на бетонном полу, бросили им листы пенопласта. Накормили макаронами. А завтра — на работу...
Полесские ребята трудились на совесть. Без выходных. Никаких карманных денег. Впрочем, и надобности в них особой не было, стройка обнесена двухметровым забором, выход в город возбранялся, охрана не только никого не выпускала за ворота, но и строго следила за перемещением рабочих по территории. Иногда хозяева стройки среди ночи включали свет, пересчитывали работников — проверяли, не сбежал ли кто в самоволку. Как-то один приболел, не вышел на работу. Вместо врача, бюллетеня местные прорабы “для профилактики” его просто побили. Когда другой заявил, что хотел бы уехать домой, ему ответили: ты еще не отработал полученную спецовку, обеды...
За первый месяц денег работягам не выплатили, объяснили: расчет будет после выполнения всего договорного объема работ. Ветераны стройки “успокаивали” любанчан: да не заплатят вам вообще, мы уже не один месяц трудимся, никто и рубля не выдал, документов нет, без них приезжий в городе для стражей порядка просто дойная корова, податься некуда, вот и приходится работать за макароны да крышу над головой...
Сергей Брагинец и Виктор Жук твердо решили бежать. Со второй попытки все же удалось обмануть охрану. Оказавшись на свободе без документов, средств, они на перекладных добирались домой... Там их вскоре нашел встревоженный Николай Воробей, которому конечно же не нужна была огласка. Посочувствовал, попросил о своих злоключениях особенно не распространяться, мол, в жизни всякое случается... Пообещал, что привезет им паспорта и заработанные деньги. Паспорта парни вскоре получили, а о заработанных деньгах больше разговоров не было, Николай просто исчез из поля зрения...
Леонид Гладкий так торопился на заработки, что даже не смог объяснить родным, куда едет. Да и сам толком не знал. Только и сказал: буду звонить, писать. Но какие звонки из-за охраняемого двухметрового забора? Когда молчание сына затянулось, обеспокоенная мать подала в розыск. С этой тревожной вестью и примчался в Москву Николай Воробей... Леониду срочно отдали паспорт. И со своим “нанимателем” он укатил в родную деревню. Без денег. Николай объяснил: когда все успокоится, Леонид должен вернуться в Москву, отработать положенный срок, вот тогда с ним рассчитаются полностью. Но Леонида на ту стройку уже никто и никаким калачом не заманит. Вскоре несолоно хлебавши вернулись из Москвы и его товарищи по несчастью.
Материалы розыска стали основанием для возбуждения уголовного дела по факту незаконных действий по трудоустройству граждан за границей. Суд поверил утверждениям раскаявшегося Николая, что он не знал об условиях труда, содержания завербованных им земляков, и ограничился не самым суровым наказанием. А в коридорах суда сельских ребят просветили: оказывается, не одни они такие простофили — трудовая эксплуатация стала одним из прибыльных и стремительно развивающихся видов преступной деятельности, в эти сети попадают тысячи людей, притом не только белорусов. Узнали любанчане и о том, что поработать за границей можно на законных основаниях и что в нашей стране зарегистрировано полсотни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих разрешения на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством белорусских граждан за границей.
Кое-кто из любанских искателей высоких заработков воспользовался легальной возможностью, опять уехал в Россию. Другие решили не искать птицу счастья в чужих краях, старательно трудятся в родном районе. Чтобы, как говорится, не сыпать соль на раны, мы изменили фамилии фигурантов статьи.

Полезная информация

  • Организаций, занимающихся трудоустройством за границей, в Любани, Солигорске, Слуцке автор не нашел, как правило, называются только столичные адреса. Но собрал для читателей “НГ” несколько полезных советов.
  • Обращаться за помощью нужно в фирмы, которые имеют специальное разрешение (лицензию) на трудоустройство за границей, выдаваемое департаментом по гражданству и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
  • Следует уточнить, какие страна и специальность указаны в лицензии, так как фирма имеет право работать только с работодателем из данной страны по конкретной специальности.
  • Обязательно заключайте с фирмой договор об оказании услуг, в котором должны быть четко прописаны обязательства сторон. Услуги фирмы по трудоустройству подлежат оплате только после заключения трудового контракта с иностранным работодателем. Следует получить документ, подтверждающий оплату услуг фирмы. Это даст возможность в случае необходимости через суд возместить материальные и моральные издержки.
  • Контракт заключается в письменной форме на понятном клиенту языке и должен быть зарегистрирован в подразделении по гражданству и миграции управления внутренних дел облисполкомов или Минского горисполкома.
  • Для работы за границей каждый выезжающий должен получить рабочую визу государства трудоустройства. Изменить статус визы за границей невозможно, поэтому рабочая виза должна быть поставлена в паспорте до выезда из Беларуси.
  • Исходную информацию можно получить в местном отделе внутренних дел.

“НГ” спросила

Как вы относитесь к работе за границей?

Мария АЛЕЙНИК, руководитель отдела по труду и социальной защите Любанского райисполкома:

— Конечно, каждый ищет, где лучше. Но, на мой взгляд, рискованные путешествия в поисках высоких заработков в ту же Россию не всегда оправданны. В последнем месяце прошлого года средняя зарплата в Беларуси превысила миллион рублей. Конечно, до нее любанчанам еще нужно тянуться, но достойную работу найти можно. При необходимости мы помогаем работникам переехать из одного места в другое в пределах района. И если в прошлом году к нам на постоянное место жительства перебрались люди из других районов, значит, не так уж у нас и плохо. Может, не всегда денежно, но стабильно, надежно.

Михаил МЕЛЬНИЧУК, заместитель генерального директора Солигорского стройтреста № 3:

— Недавно в Кричеве мы набирали работников на строительство цементно-шиферного завода. Желающих — очередь. Но за день из полусотни мы отобрали шесть человек, да и тех будем переучивать. Многие из претендентов на работу в нашем стройтресте говорили: я летом работал, и неплохо, в России у хозяина, а зимой там делать нечего. Возьмите... Беседуем: квалификация нижайшая, в трудовых книжках нет записей — на какие пенсии эти люди могут в перспективе рассчитывать? Нередко рассказывают, как их там обманывали, унижали... Конечно, нам нужно на местах создавать условия, позволяющие людям хорошо заработать. Я не слышал, чтобы работники стройтреста № 3 уезжали куда-то за длинным рублем. Наверное, от добра добра не ищут.

Виктор ЛАГУН, 34 года, безработный, г.Любань:

— Больше месяца как уволился. Кое-кто обещает в России золотые горы, но я не тороплюсь. Наслышан всяких историй о поисках счастья за границей, да веселых среди них мало. Как подумаю, что там кроме работы ничего не знаешь — ни семьи, ни друзей, да еще и унижения... Надеюсь, что найду что-то хорошее на месте. Дома живешь, а там — выживаешь, вкалываешь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter