Невнятная нота в соло на трубе

То, что "Газпром" в своем роде единственный и неповторимый, - понятно без лишних слов.
То, что "Газпром" в своем роде единственный и неповторимый, - понятно без лишних слов. Это самая мощная российская компания, которая достает из недр и перекачивает по трубам львиную долю государственного бюджета. Высокий с точки зрения бизнеса полет, казалось бы, должен сопровождаться солидным поведением во всем, особенно во взаимоотношениях с партнерами. Однако время от времени газовый монополист демонстрирует такие пируэты, которые вряд ли согласуются с имиджем авторитетной мировой компании.

Деньги, конечно, вещь великая, и сила в них, как известно, немалая. У "Газпрома" денег много, а стало быть, и силы в избытке. Но энергоресурсы - штука многоплановая. Их стоимость измеряется не только в рублях, долларах или евро. Являясь неотъемлемой составляющей безопасности любого государства, они обретают и ярко выраженный политический эквивалент. Отсюда необходимость особой осторожности в принятии бизнес-решений. Особенно в отношении ближайших партнеров. Особенно когда на государственном уровне идет диалог, итог которого определит, как будут жить две страны, два народа в будущем.

Случайно или нет, но факт остается фактом: "Газпром" объявил об отказе от создания совместного предприятия на базе ОАО "Белтрансгаз" именно тогда, когда на высшем уровне решается вопрос о перспективах валютной интеграции Беларуси и России. Не будет СП - окажется невыполненным межправительственное соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. Прямое следствие этого - прекращение поставок газа в Беларусь по тарифам пятого ценового пояса России. Такое предложение "Газпром" своему правительству уже сделал. И если предположить, что оно будет принято, то отрицательный потенциал возможных политических последствий вылезет во всей своей неприглядной очевидности. Нет единых цен на газ - нет единого экономического пространства - нет основополагающего условия объединения денежных систем. По большому счету, движения в стиле "слон в посудной лавке" могут нанести серьезный ущерб делу союзного строительства как таковому. И было бы небезынтересно узнать мнение на сей счет российской политической элиты в год парламентских выборов, предваряющий год выборов президентских. Все же народное одобрение объединительного процесса сомнению не подвергается.

Второй раз в течение года "Газпром" пытается добиться решения вопроса в свою пользу силовым приемом. Ну не нравится ему цена в 5 млрд. долларов, в которую Беларусь оценила "Белтрансгаз". Желает, чтобы за основу сделки была взята балансовая стоимость предприятия, а не рыночная. Показательный, кстати, момент. В свое время российским инвесторам не нравилось, что по балансу оценили приватизируемые нефтехимические предприятия. Они настаивали на независимой рыночной оценке. Здесь ситуация с точностью до наоборот. Прямо как в детском анекдоте: наш крокодил, как хотим, так и меряем. Увы, не смешно.

Официальной реакции российского правительства на демарш "Газпрома" пока нет. Белорусская сторона хранит спокойствие. В "Белтрансгазе", в Министерстве энергетики говорят, что паники он не вызвал. Контракт на поставку газа заключен до конца года, и хочется того кому-то или нет, но он должен выполняться. Как по объемам, так и по цене. Что касается перспективы, то этот вопрос решается на правительственном уровне, на котором и было заключено соглашение о сотрудничестве в газовой сфере. "Газпром" является лишь его исполнителем и не вправе самостоятельно принимать решение об изменениях межгосударственных договоренностей.

Так что некоторые белорусские журналисты, не скрывающие злорадства - почему? - сообщившие о намерении "Газпрома" как о свершившемся факте, - поторопились!
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter