Какими путями они идут к нам, эти западные ценности?

Невидимая война

Давайте проследим путь от мысли, от произнесенной формулы до конкретных действий, после которых простым людям уже и некуда деться, хотят они такой демократии или не хотят. Когда не идет уже речь ни о какой независимости – живым бы уйти, но и этого не предусмотрено.

Иллюстрациями отлично послужат слова Александра Лукашенко, сказанные на торжественном собрании в честь Дня Независимости.

«Теперь мы бьемся за этот мир. Как видите, бьемся на информационном, экономическом, политическом фронтах. Да, эту войну не все видят и не все осознают. Да, на ней не рвутся снаряды, не свистят пули. Но все так же нас хотят поставить на колени и уничтожить».

Сначала было слово – и так происходит всегда. Например, такое: «Относительно агрессивной природы России у меня иллюзий не было еще с 2003 года», — это сказал экс-президент Украины Кучма. Потому, видимо, и не стал возражать против первой помаранчевой революции в 2004 году, с которой в его стране началась нью-бандеровщина.

Просто для памяти. А вот еще в 2002 году, стоя с георгиевской ленточкой на груди, гетман Леонид на камеру говорил так: «Я никогда не соглашусь, чтобы Бандера или Шухевич носили звания Героя Украины. Это просто не по-человечески, не по-людски. Надо делать так, чтобы никогда это в жизни не повторилось. Чтоб неповадно было на этом делать свою политическую карьеру».

Как видите, демократия оказалась сильнее и на колени все-таки поставила. Западные ценности сумели вытеснить все ранее сказанное из украинской головы. Уничтожили человека.

Вернемся к первому слову. Сразу обращайте внимание, как расставляются акценты. «Агрессивная природа» англосаксов, чьими печеньками был вскормлен майдан, остается в тени. Не обсуждается. Ее нет. Есть только Россия-агрессор. По природе своей.

При том, что россияне сроду захватнических войн не вели – и так и не научились. Тогда как целая англосаксонская цивилизация построена именно на таком и ни на каком другом фундаменте: колонизация, завоевание и подчинение, бремя белого человека.  

С тем же нарративом, но чуть иначе работают слова Генри Киссинджера: «США и Китай являются главной угрозой миру и самому существованию человечества, так как взяли курс на конфликт друг с другом, и должны признать этот факт». Казалось бы, нейтрально? Объективно?

Однако, нет: поскольку у обывателя по всему миру давно и намертво вбито, что «США есть идеальная демократия», то главной угрозой миру из высказанной выше формулы остается Китай. И что с ним (с ней) должна сделать идеальная демократия? Правильно, ликвидировать. И чем быстрее. И любыми средствами. И будет права.

Так что внимательно следите за словами, особенно за словами врагов.

«В Великую Отечественную подобные сборища [предателей и коллаборационистов – прим. Авт.] выдавались за белорусских партизан, воюющих с коммунистическим режимом. Для них это все закончилось трагично - трибуналом и эшафотом. Для тех, кто спрятался и кого спрятали за океаном, - забвением и бесславием».

Еще важнее иногда оказывается наблюдать за друзьями.

Философия есть попытка осмысления мира. Философы стоят у истоков тех самых первых слов. Философия оказывает активное воздействие на общественное бытие, способствует формированию идеалов, даже определяет культурные ценности.

Именно философия часто причастна к появлению слова – нужного. Необходимого. Или подрывного и враждебного.

Есть в Российской Академии наук (РАН) институт философии. И вот «замдиректора Института философии РАН по научной работе, главный редактор «Историко-философского ежегодника», член-корреспондент РАН Юлия Синеокая возглавила в Париже Независимый институт философии». Целью объявлен сбор российских интеллектуалов, создание этакого березового think tank, «объединяющего философов, покинувших родину в ответ на военную агрессию России против Украины».

Покинувших в ответ… научный знак протеста… этакое современное издание «философского парохода». С тем же, уверен, творческим итогом, практически равным нулю. Но и крови попьет, и молодых голов поломает немало, что главное. Либерда уже радуется: «Такое учреждение может оказаться куда более полезным, чем все вильнюсские посиделки, вместе взятые» - да-да, в Вильне проходят посиделки не только антибелорусские, но и антироссийские.  

Синеокая Юлия – далеко не одинокая философка, вербою растущая в чистом поле. «Заведующий сектором этики Института философии Рубен Апресян признан иноагентом». «Бывший ученый секретарь института Константин Киселёв - друг и напарник Волкова и Навального». Там на бюджетных деньгах выросла целая березовая роща, можно сказать, грядка с рассадой, теплый парник подобных «патриотов», которые чуть что – сразу в Париж.

Белорусская философия, с одной стороны, не так известна, как российская. Далеко не так синеока. Отдельные шпараги, конечно, иногда вспоминаются, но пейзаж они давно портят там, а не здесь. И это правильно, потому как философия – она и в основах наук присутствует, и мировоззрение на нее опирается. Кстати, одна из великих философских истин заключается в следующем: внимательно наблюдать за окружающим и учиться на ошибках соседа.

Не помню, как это звучит на древнегреческом, да это и не суть важно.

«Западным элитам страшно, что завтра их народы выйдут на улицы и скажут окончательное нет неолиберальным ценностям. Ценностям, которые делят общество на касты, дают привилегии избранным, бросают народы в безнравственную, бездуховную пропасть в погоне за наживой».

К чему западные ценности, если насаждать их планомерно и целенаправленно, приводят у нас, мы все видели. Но любое оружие имеет отдачу. Что и демонстрирует в эти первые июльские дни 2023 года, например, Франция, качающаяся на грани вооруженного гражданского мятежа.

Но проблемы лежат глубже, гораздо глубже.. Раньше европейские журналисты, например, пользовались иммунитетом «от мер перехвата, наблюдения или обыска и конфискации, если только это не было оправдано интересами общества». Но недавно Франция (вслед за Германией, Нидерландами, Грецией и другими) поддержала – и Евросоюз в итоге согласился – «устанавливать на компьютеры или телефоны журналистов, работающих в государствах-участниках союза, шпионское оборудование при почти любых уголовных расследованиях», как пишет The Times.

Даже правозащитная группа European Digital Rights заявила: «Такие меры могут привести к широкой установке шпионского ПО и другим репрессивным мерам против журналистов», фактически констатировав конец хваленой свободы слова. Ну, а про независимость СМИ и журналистов в Европе теперь смешно и говорить.

А можно ли говорить про независимость самой Европы? Как на наших глазах экономические советники и эксперты (в числе которых засветилась даже семейка Байденов) дербанили Украину, мы наблюдали и наблюдаем. Это не эксцесс, это неизбежное, даже планомерное развитие событий.

Вот в соседней Молдове только что «председателем комиссии по оценке судей избран американец Скотт Бейлз», раньше он возглавлял Верховный суд штата Аризона. Вместе с ним «в комиссии будет работать прокурор из Эстонии Лавли Перлинг и судья из Италии Мария Джулиана Чивинини».

Еще только в январе 2022 года президент Майя Санду заявила, что «Россия мешала Молдове стать независимой» - и теперь ситуацию исправили на прямо противоположную. Вот так она выглядит, «истинная независимость в системе западных ценностей», когда твой судейский корпус будет оценивать и формировать неизвестный тебе чувак из Аризоны на пару с итальянкой и, прости господи, прокурором из Эстонии. Они теперь будут подбирать и управлять всеми судьями Молдовы, продолжая звать эту территорию «независимой и суверенной».

От России, что для них главное. И от здравого смысла, от своих же людей, от правды - о чем англосаксы стараются не говорить.

* * *

Начинается все с отдельных слов, которые нужно уметь различать и понимать. И тех чувств, которые неизбежно вызывает у Запада сам факт существования нашей независимой, суверенной Беларуси.

«Мы для них опасны авторитетом, самостоятельностью и силой белорусского государства. В конце концов, и это самое главное, - своим примером. Примером отсутствия пропасти между богатыми и бедными, примером социальной защищенности всех граждан, примером здорового общества и традиционных ценностей. И многими другими достижениями белорусского народа, которые импонируют простым европейцам и американцам».

Поэтому сохранение и укрепление нашей независимости, как написали бы раньше, есть забота всего прогрессивного человечества. Это – чистая правда, потому она и колет глаза очень и очень многим.

mukovoz@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter