Что стало с «Евой» Хаима Сутина и другими картинами из коллекции Белгазпромбанка: расследование «СБ»

Невероятные приключения Евы

В жаркий июль 2020 года в Королевстве Нидерландов были выпущены почтовые марки с репродукцией картины «Ева», написанной в 1928-м художником белорусского происхождения Хаимом Сутиным. Вместе с ними вышли еще марки с надписью «Я/мы 97 %» и логотипом кампании тогда уже находящегося в заключении Сергея Тихановского. Эти марки стали пиком пузыря истерии, раздуваемой в обществе с помощью образа «Евы». Они же стали замечательной демонстрацией пустоты и непрочности этого пузыря. Дело в том, что в Королевстве Нидерландов любой желающий может выпустить марки с не запрещенным законами королевства изображением. Это будут совершенно настоящие марки, их действительно можно будет использовать по прямому назначению. Заказать дизайн можно даже удаленно. Стоимость услуги на момент выхода марок с картиной Сутина составляла 11,75 евро за десять штук. Такая вот цена создания видимости поддержки наших мятежников отдельно взятой европейской страной… Но почему в качестве символа выбрали именно эту картину? Почему именно вокруг нее раздувалась такая истерия? Да и был ли вообще повод для шума? Давайте обо всем по порядку. 

Фото  БЕЛТА

Немного истории

Началось все достаточно давно. Нет, не в 1928-м, когда «Ева» была создана и зажила самостоятельной жизнью, а несколько позже. В 2013 году, когда Белгазпромбанк приобрел в свою коллекцию эту картину на аукционе «Сотбис» за 1 805 000 долларов. Таким образом, «Ева» стала самым дорогим художественным произведением, приобретенным за все время независимости Беларуси. Почему именно она? Потому что ее автор Хаим Сутин — один из представителей «Парижской школы» — был уроженцем Беларуси. В свое время он переехал во Францию, где благодаря таланту стал успешным художником. К слову, «Парижскую школу» представляют целых девять наших земляков. 

Вообще, жизнь Сутин прожил весьма яркую и неоднозначную. К примеру, первые приличные по тем временам деньги он заработал на продаже изображений разделанных туш животных, а вот популярным стал именно благодаря портретам. Наверное, ярче всего путь художника проиллюстрирует тот факт, что на его похоронах в оккупированном Париже за гробом среди ближайших друзей шли Пабло Пикассо и Жан Кокто. Ах да, еще одно интересное совпадение, объясняющее повышенный интерес оппозиционных деятелей к его картинам: умер Хаим Сутин 9 августа 1943-го. Символично. 

Ну а Белгазпромбанк как раз старался приобретать в коллекцию работы выходцев из Беларуси и отдавал предпочтение представителям «Парижской школы». Сама идея возвращения на родину произведений наших земляков, чьи имена широко известны за рубежом, но незнакомы аудитории внутри страны, была сформулирована в банке благодаря книге «Художники Парижской школы из Беларуси», изданной в 2010 году. Именно по этой причине выбор пал в том числе на «Еву», так она и переехала на родину своего создателя. 

Суровая реальность

А через несколько лет все как раз и закрутится вокруг той самой корпоративной коллекции Белгазпромбанка, частью которой стала «Ева». Многие зададутся вопросом: зачем вообще банку коллекция картин. Прежде всего это вложение средств: произведения искусства крайне редко теряют в цене, напротив, со временем они обычно только дорожают. А акционеры очень любят, когда их активы растут. 
Это все, конечно, не очень возвышенно звучит, но в первую очередь за коллекцией стоят сухие цифры, и уже во вторую — искусство. Впрочем, художественной ценности собрания это все никак не умаляет, напротив, даже увеличивает. Ведь если бы банк не инвестировал в картины, многие из представленных там работ никогда бы не вернулись на родину своих создателей, не были бы выставлены для всех желающих ими полюбоваться. 
Кроме того, по инициативе Белгазпромбанка и при поддержке Министерства культуры Республики Беларусь 35 произведений искусства из корпоративной коллекции получили статус историко-культурной ценности. Коллекция не лежит по сейфам, она выставляется в галерее «Арт-Беларусь», ездит по городам. Картины выполняют свою изначальную функцию, для которой они и были созданы. Люди смотрят на них, знакомятся с историей культуры и получают эстетические впечатления.

Идиллия длилась до конца 2019-го, пока над Виктором Бабарико (в то время работавшим в должности председателя правления Белгазпромбанка) не начали собираться тогда еще далекие тучи финансовой грозы. Грозой тянуло с Запада, и отдаленные раскаты грома рождались где-то в далеких офшорных компаниях. Гроза пришла бы в любом случае, это было лишь вопросом времени. Спрятаться от последствий можно было или в политике, или в другой стране. Бабарико выбрал первый вариант, хотя к тому моменту невероятных приключений «Еве» уже было не избежать. 

Гроза

После разразившегося уголовного дела часть картин коллекции была изъята, среди них была и «Ева»… Что тут началось! Буря, зародившаяся в оппозиционной среде, не сильно уступала по интенсивности и накалу страстей вспыхнувшим чуть позже массовым беспорядкам. Однако перед тем, как переходить к метаморфозам, произошедшим со светлым образом «Евы», надо прояснить еще несколько моментов касательно изъятия коллекции. 

Чего только не проделали с «Евой» невероятные дизайнеры.
Фото из открытых источников.

Понимаете, такие серьезные решения принимаются только при наличии не менее серьезных оснований. Всех нюансов мы знать, конечно, не можем, но хочу напомнить, что картины являются имуществом банка, насчитывающим совершенно конкретную стоимость (это даже если не учитывать их культурную ценность). И на начальных этапах следствия знать, что там в конце всплывет, какой именно нанесен ущерб государству и каким образом его можно будет компенсировать, попросту невозможно. Тогда еще не было известно, ляжет ли ответственность на отдельных должностных лиц или на юридическое лицо, коим и является банк. 

Вот теперь сами подумайте и скажите, было ли временное изъятие картин оправданным? Ах да, нельзя забывать и о том факте, что за последний год отношения со странами, изначально предоставившими информацию о злодеяниях Бабарико, стали несколько натянутыми, и сотрудничество по вопросам оказания правовой помощи сделалось слегка затрудненным. В связи с чем часть поднятых вопросов, скажем так, пала жертвой международной политики. Хотя перспективы там были очень занимательные. Но тут и по месту более чем достаточно всякого интересного вскрылось. Иронично получилось. Говорят, пожар можно потушить другим пожаром. Что же, явно не в этом случае. Но вернемся к «Еве». 

Собственное видение

Пожалуй, изъятие сделало ее в разы популярнее, чем когда-либо. Столько известности до той поры у произведения никогда не было, «Ева» объективно стала самой узнаваемой картиной страны. Началось все достаточно скромно, через два дня после изъятия полотен галерея открылась с выставкой QR-кодов вместо картин, каждый из которых вел на сайт к соответствующей работе. Вообще, на сайт можно было зайти без всяких кодов, но решение было по крайней мере технологичным. Дальше пошли по пути деградации: от высоких технологий отказались и поставили вместо картин граждан с прикрепленными к одежде репродукциями. Участники считали себя людьми искусства, скорее всего что-то таким образом пытались выразить, но на самом деле просто стояли с бумажками. 

А вот теперь, пожалуй, пора рассказать о самом важном факте, связанном с изъятием полотен, вызвавшим такое бурление в оппозиционной среде. 
Дело в том, что на самом деле коллекция осталась на месте, она просто не экспонировалась. Да-да, картины не покидали здания и находились совсем рядом с людьми, прилепившими себе на одежду их изображения! Согласитесь, больший сюрреализм трудно и вообразить. 
Картинам, знаете ли, специальные условия нужны, их нельзя просто куда-то вывезти и там штабелем сложить. Возможно, некоторые работы могли кратковременно покидать хранилище в связи с необходимостью проведения следственных действий, но «Ева» абсолютно точно здание не покидала. То есть все то безумие, которое вокруг нее чуть позже развернулось, не было основано вообще не на чем. Невероятные сами себе придумали историю, сами в нее поверили и начали раскрашивать собственным видением ситуации. Полотна спокойно лежали в хранилище, а истеричные перформансы устраивались в полном отрыве от реальности. Однако это все было общими акциями, нужен был более конкретный символ. 

Метаморфозы

В итоге выбор пал на «Еву». Ну, во-первых, она самая дорогая плюс мистическая составляющая (как я упоминал, Сутин умер 9 августа), да и в целом образ подходил под задачу. Никому из накрученных граждан в голову не пришло, что они создают кампанию по борьбе за имущество банка, изъятое в рамках уголовного дела и находящееся по месту экспонирования. Истерика настолько захлестнула причастных, что создавалось впечатление, будто это у каждого из них картину с кухни увели. На этом моменте подключились креативщики с обладателями черного пояса по фотошопу. С их подачи и начались «невероятные приключения Евы».

Ева начала жестикулировать, вернее, показывать неприличные жесты. Начала переодеваться и позировать в различных интерьерах. Она примеряла одежду в полоску, отсняла целую фотосессию с силовиками, а потом и вовсе оказалась за решеткой. Ее даже побили. После тюремных образов Ева посетила парламент. Но это все было лишь разминкой, Ева вышла на улицу… Она появилась на адресной табличке зданий, где размещены редакции телеканалов ОНТ и СТВ, на щитах силовиков, на граффити, на наклейках, футболках, сумочках, магнитах… И везде каждый желающий что-то в ней менял. Но и на этом Ева не остановилась, она даже стала татуировкой и навечно поселилась на руке предельно невероятной дамы…
Имело ли происходящее хоть какое-то отношение к искусству? Абсолютно никакого. Это было лишь визуальным воплощением истерии определенных слоев населения, не более. 
По сути, невероятные попросту насиловали произведение искусства, да еще и гордились этим. Сутин, наверное, не просто в гробу вертелся от подобных метаморфоз, а тихонечко оттуда подвывал. Однако соломинка, сломавшая хребет всему этому невероятному верблюду, была еще впереди. Хотя соломинка очень условная, тут, скорее, целым стогом верблюда накрыло. Когда идеи, что бы еще такого интересного сотворить с Евой, начали заканчиваться, обществу был явлен апофеоз безумия: Ева предстала в образе Бабарико, ну или наоборот, тут просто так не разберешься… 

Дорога в будущее

Это и было последней метаморфозой, тут уже даже самые идейные мятежники поняли, что «что-то пошло не так»… Да и сам мятеж к тому времени практически потух, остались только тихие разговоры о смерти искусства и конце культуры. Но очень скоро и для них повод пропал. Настоящая «Ева» переместилась из хранилища Дворца искусства в галерею «Арт-Беларусь» того же Дворца искусства и изящно заняла свое законное место. А вот Бабарико на свое старое место не вернулся… Только, вопреки крикам невероятных, совершенно ничего в культурной деятельности Белгазпромбанка не изменилось. 

Да, уголовное дело — это всегда очень неприятно, изъятие имущества даже без физической выемки — тоже очень неприятно. Неприятно, но временно. Никаких претензий непосредственно к банку у следствия не возникло, только к отдельным должностным лицам, часть из которых уже была освобождена от должностей. 
Естественно, имущество банку было возвращено, и все вернулось на круги своя. А проекты, связанные с культурой, начали реализовываться еще активнее, чем раньше. 
Прямо сейчас в Бресте можно посетить выставку «Путь к сцене», открытую в рамках 25-го Международного театрального фестиваля «Белая Вежа»: в новом здании брестской областной дирекции Белгазпромбанка можно увидеть девять художественных произведений, объединенных темой театра. Главным событием стала первая демонстрация эскиза костюма «Княжна» 1923 года, созданного уроженцем Бреста Дмитрием Стеллецким. Работа была приобретена еще в 2019-м и ждала подходящего культурного повода, чтобы встретиться со зрителем на родине своего создателя. И да, это бесплатно, вход открыт для всех желающих.

Ну а если вы планировали сходить в гости к Еве, лучше всего сделать это в октябре. Дело в том, что во Дворце искусства будет проходить традиционная выставка-продажа произведений молодых белорусских художников «Осенний салон с Белгазпромбанком»: у зрителей будет возможность познакомиться с молодым белорусским искусством (свои работы представят более 160 авторов из Минска и регионов) и попутно приобщиться к классике. Кстати, если что-то из современных произведений очень понравится, работу даже можно будет приобрести — и, возможно, через столетие ваше приобретение станет не менее известным, чем сейчас «Ева». Да, как видите, Белгазпромбанк не только собирает коллекцию, но и по-прежнему поддерживает молодых художников. Задел на будущее, так сказать. 

Искусство, оно ведь живет само по себе. Однажды созданный образ может пройти через века, совершенно не завися от оценивающих его людей. Дело тут не в деньгах, не в обладании, это нечто гораздо большее. Да, мы оцениваем произведения, торгуем ими, но являемся лишь мгновением на фоне их жизни. 
Это не мы владеем картинами, это картины позволяют нам увидеть нечто большее, чем мы можем понять самостоятельно, потом уходят вперед, а мы остаемся. «Ева» будет существовать и через 300 лет, и люди все так же будут ею восхищаться. Она будет давать им то же, что и нам, а потом двигаться дальше. Картины не отражение прошлого, это дорога в будущее, наследие, оставленное потомкам. 
Так что посетите «Осенний салон», он будет проходить в Минске с 8 по 31 октября во Дворце искусства, поддержите наших молодых художников хотя бы своим присутствием. Чтобы зерна дали всходы, их надо поливать. И там действительно будет очень интересно. 

tepex@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter