Российский бизнесмен Александр Шадрин привезет в Минск крупнейшую в мире частную коллекцию скульптур, керамики и графики Сальвадора Дали и Пабло Пикассо

Неведомый Дали

В Национальном историческом музее готовятся распаковать несколько десятков подлинников двух самых сумасбродных художников XX века. В конце апреля в трех музейных залах временную прописку получат скульптуры, графика и керамика Сальвадора Дали и Пабло Пикассо. Все экспонаты — из частного собрания екатеринбургского бизнесмена Александра Шадрина. Хранить свое сокровище дома, подальше от любопытных глаз, владелец крупнейшей в мире коллекции скульптур Сальвадора Дали отказывается категорически. Наоборот, частная коллекция Шадрина считается одной из самых «гастролирующих». Экспозиция уже успела исколесить весь мир, где, по подсчетам организаторов, ее посмотрели более миллиона человек. Стоимость коллекции владелец не разглашает: не хочет, мол, никого шокировать. «Да и какая, собственно, разница, сколько стоят эти работы, — недоумевает Шадрин. — Главное, что люди по всему миру теперь имеют возможность прямого общения с оригинальными произведениями Дали и Пикассо. А это, поверьте мне, действительно великая удача».

12-13-b9697d1d2f9c6bfc557a83d94fc9c6fa 500.jpg

— Впервые репродукции работ Сальвадора Дали я увидел в 15 лет. В Советском Союзе в то время он был запрещен, но в библиотеке, где работала моя тетя, были журналы с репродукциями. Картины Дали меня, помню, просто поразили... И если бы кто–то тогда сказал, что в будущем у меня будет собственная коллекция работ художника, я бы просто–напросто рассмеялся — настолько абсурдной казалась даже сама мысль об этом.



Как я стал коллекционером? Просто появились деньги. Подумал, куда их тратить. На особняки, машины? У меня, к счастью, другие интересы. Сначала стал собирать нонконформистов, потом — Дали и Пикассо... Принцип один–единственный: собираю только то, что мне нравится. В 1989 году я впервые побывал на выставке Дали в Москве. Тогда же впервые загорелся идеей коллекционирования работ испанского сюрреалиста. К этому времени у меня уже была собрана неплохая коллекция произведений искусства, одну часть которой перед самым распадом Советского Союза я подарил Министерству культуры Польши, другую — музею искусств Румынии, третью — Венгерскому национальному музею. Зачем я это сделал? Потому что начал заниматься бизнесом, и страсть к произведениям искусства отошла на второй план.



Вернулась она лишь спустя девять лет. В 1998 году Шадрин познакомился с Бенджамином Леви, юристом Сальвадора Дали и крупнейшим в мире коллекционером его работ. В свое время Леви руководил фондом «Мир Дали», которому сейчас принадлежат все европейские музеи Сальвадора Дали (кроме испанских). Почти 8 лет ушли у Александра Шадрина на переговоры о покупке целой коллекции, состоящей из бронзовых скульптур и нескольких серий графических работ мастера.



— Дело в том, что Леви долгое время рассматривал меня исключительно как конкурента. На тот момент в мире было всего несколько крупных стран, в которых работы Дали никогда не выставлялись. В том числе и в России. Но отказываться от посредничества Леви я не захотел: только он один мог дать мне то, на что я замахивался.

В 2006 году в парижском музее Дали на Монмартре договор на покупку коллекции был наконец подписан. Ради Дали Шадрину пришлось расстаться с частью коллекции работ русских нонконформистов. Громкую сделку тут же принялись активно обсуждать в арт–кругах. К дискуссии подключилось даже влиятельное британское издание The Art Newspaper. Александр вспоминает:



— Статья называлась «Русские наступают». Журналисты сделали акцент на том, что, мол, сначала русские скупали по всему миру огромные особняки, потом переключились на футбольные клубы, а сейчас обратили внимание на предметы искусства. Назвали меня там, помню, «уральским олигархом, который купил 40 работ Дали стоимостью 1 миллион долларов».

В августе 2006 года в Екатеринбурге открылась выставка «Шедевры Сальвадора Дали». Далее началось ее триумфальное шествие по городам России. Чуть позже экспозиция впервые выехала и за рубеж.

— Я — не Плюшкин, хранить работы дома или в банковских сейфах мне неинтересно. Кроме того, музеи — это, как ни странно, самые надежные хранилища на свете.



Сегодня коллекция Шадрина — четвертая в мире по количеству работ Дали. На первой строчке рейтинга — знаменитый музей в Фигейросе, но в нем, обращает внимание коллекционер, нет ни одной скульптуры великого сюрреалиста. В апреле 2011 года коллекция российского бизнесмена пополнилась работами Дали из собрания Пьера Аржиле.

— Произведения мне достались от его сына, Жана–Кристофа Аржиле. Пьер Аржиле был хорошим другом Сальвадора Дали на протяжении многих лет. Их дружба была подкреплена тесным творческим сотрудничеством. Среди новинок коллекции — работы из серий «Мао Цзэдун», «Обнаженные Аполлинера» и «Тавромахия».



Самое страшное для любого коллекционера, признается Шадрин, — это сделать безрассудную покупку. Цена такого приобретения порой бывает слишком высока.

— К каждой моей покупке прилагается сертификат о ее подлинности. Прежде чем купить работу, я изучаю ее несколько (!!!) лет. Естественно, привлекаю к работе экспертов и консультантов. На сегодня таких специалистов в мире — единицы. В их числе, например, и бывший секретарь Дали Роберт Дишарн.

Иногда Александру поступают предложения о выкупе части коллекции. Одно недавно пришло из Китая.



— Продавать коллекцию за пределы Российской Федерации я не могу. Это связано с ограничениями Росохранкультуры (Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия. — Прим. автора), которая признала всю коллекцию национальным достоянием. Отдельно продавать работы я могу, что изредка и делаю. Одни продаю, другие соответственно покупаю. Сейчас очень хочу, чтобы моя коллекция пополнилась «Постоянством памяти» — эту работу Дали я не могу купить уже 10 лет. Почему? Все просто: ее пока просто–напросто не продают. Но когда–нибудь, уверен, она все же станет частью моей коллекции.

Факты «СБ» 

Вес всей коллекции — почти 2,5 тонны.

Александру Шадрину принадлежит в том числе и знаменитая литография «Женщины–цветы», несколько лет висевшая в спальне Сальвадора Дали и Галы. Литографию покажут на выставке в Минске.

Перед приездом в Минск выставка побывала более чем в 55 музеях России.

Что посмотреть?

На выставке, которая откроется 30 апреля, минчанам покажут 30 керамик Пабло Пикассо, а также керамику, графические работы и самые знаменитые скульптуры Сальвадора Дали. Среди шедевров испанского хулигана и провокатора — знаменитые телефон–лобстер и сюрреалистические цветы. Выставка продлится до 28 июня.

leonovich@sb.by

Советская Белоруссия № 69 (24699). Суббота, 11 апреля 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter