Неудобное кино

Нет, ну в этот раз евросоюзные временщики точно «утерли» всем носы своей дермократией. Их же, польский, режиссер фильмом попыталась обратить внимание на издевательства Польши над мигрантами на белорусско-польской границе, получила спецприз Венецианского кинофестиваля, а в итоге стала изгоем в собственной стране. И ситуация только обостряется.


Напомню. На днях спецприз жюри Венецианского кинофестиваля получил фильм «Зеленая граница» польского режиссера Агнешки Холланд. Там — попытка посмотреть на проблему мигрантов из стран Ближнего Востока и Африки на польской границе, на пути к «европейскому счастью». Там — про двойные стандарты Европы, бесчеловечность государства. А эпилог о том, что спасать украинцев полякам было комфортнее, чем сирийцев или африканцев.

Процитирую Холланд: «Фильм дает три точки зрения на эти события. Мы видим их глазами самих беженцев — сирийской семьи с детьми и афганской учительницы, которые проходят все круги ада. Другой взгляд представляет молодой польский пограничник; его, как и его сослуживцев, готовят к встрече «гостей с Востока» расистскими наставлениями, призывают видеть в беженцах «зверей», а не людей…»

Едва появившись, драма стала причиной травли для самой Холланд. Министр юстиции Збигнев Зебро, председатель правящей ультраправой партии «Суверенная Польша», обвинил режиссера в дискредитации страны и сравнил ленту с нацистской пропагандой: «В Третьем рейхе немцы производили пропагандистские видеоролики, показывающие поляков как бандитов и убийц. Сегодня у них есть для этого Агнешка Холланд...»

То есть не нацистские преступления польских силовиков и правителей по отношению к несчастным людям поразили и возмутили Зебро! Не сотни искалеченных и убитых, униженных беженцев! Не замерзшие насмерть в польских лесах взрослые и неродившиеся, умершие в утробе матерей дети! Возмутила попытка показать хотя бы часть правды, представить разные точки зрения.
Коллеги Зебро утверждали, что Холланд «платит Путин». Конечно. Куда же без него? Потом окажется, что в «схеме» был еще и ­­­­Лукашенко.

Нападки были и от представителей польского правительства по безопасности информпространства, правящей партии «Право и справедливость», обвинивших человека в том, что «порочит польский мундир». Глава МВД Мариуш Каминьский (хотя видел только трейлер фильма и прочитал рецензию о нем) тоже возмутился «жестоким нападением на погранслужбу». Депутатка от «ПиС» Йоанна Лихоцка усилила и углубила: «имеем дело с пропагандой», которая должна убедить, «что на польской границе происходит что-то ужасное и бесчеловечное», «это элемент борьбы с польским правительством и польским государством в условиях гибридной войны, которую Россия ведет с Польшей».

От вызвавшего скандал в партийной среде фильма сразу открестился и министр культуры, нацнаследия Петр Глиньский. «Пропагандистский продукт, — критиковали картину (еще до просмотра) профсоюзные деятели из привисленского пограничного отряда. — Он изображает польское государство «бесчеловечной диктатурой, а польских солдат и функционеров — бездушными цепными псами репрессивного режима». 

А разве это не так, Петь? Кстати, сама Холланд рассказывала, что съемочная группа тайно встречалась с сотрудниками погранслужбы и впечатления у них были далеки от высказываний профсоюзных персонажей.
Вообще, режиссер давно критикует жесткое отношение польского правительства к беженцам и мигрантам. «Европа уничтожит себя, если будет бесчеловечно обращаться с мигрантами... Если мы продолжим в том же духе, то сами разрушим цивилизованную Европу, Европу прав человека», — сказала Агнешка на пресс-конференции в Венеции. Кино, говорит она, снимали не на деньги польского кинофонда: «Мы решили не просить денег у польского кинофонда, поскольку знали, что, во-первых, их не получим. А во-вторых, они могли этим злоупотребить, создавая нам серьезные проблемы. Так что мы приняли решение снимать полуподпольным образом».

Почему на фестивале — спецприз, а в Польше — гонения? «Это националистическое правительство, которое использует расизм и страх перед чужими, перед чем-то иным как весьма действенное политическое оружие. Так что они без колебаний ради достижения своих задач применяют насилие и жестокость, — продолжает Холланд в общении с журналистами. — Польша разделена: половина общества занимает ту же позицию, что и я, а половина — противоположную. Так что речь идет о том, чтобы как-то убедить, достучаться до тех, кто колеблется или не знает, не хочет знать, что происходит, и вдруг оказывается в конфронтации с правдой, которую они отрицали и которая, если она дойдет до их сердец, может их изменить».

Теперь вы понимаете, почему официальную Варшаву так трясет от этого фильма? И началось еще со съемок. Сейчас Агнешка опасается насилия и называет происходящее «очень грязная война».


Грязная, права документалист. И все больше граждан европейских стран видят это. Напомню слова того же евродепутата от польской партии «Гражданская платформа» Янины Охойской, которая говорила о большом числе жертв на польской границе. О том, что тела мигрантов с Ближнего Востока могли закопать в непроходимых польских лесах у границы: «Когда доступ к границе закрыт, тела просто собирали, чтобы не было улик».
Да, премьера фильма Холланд была анонсирована на конец года, как раз к парламентским выборам в Польше. Но «Зеленая граница» исчезла из кинопроката. Что ж, ожидаемо.
И еще. Фильм снимался постановочно, под Варшавой, где в лесу специально растянули проволоку, навезли актеров… Все это «имитировало неподготовленную репортажную съемку», — говорила режиссер. У меня и у моих коллег есть огромное количество не постановочных, а реальных кадров, историй о зверствах польских силовиков на границе и преступлениях против человечности польских временщиков во власти. Не на один фильм хватит, обращайтесь.

К СЛОВУ

Полную солидарность с Холланд и осуждение оскорблений должностными лицами выразили 528 известных польских политиков, юристов, артистов, общественных деятелей. «Бесчестный и подлый комментарий действующего министра Польшине оскорбляет выдающуюся художницу и не дискредитирует ее работу. Он оскорбляет республику и ее граждан. Это еще одно покушение на конституционные гражданские свободы, включая свободу слова и художественного выражения. Государственный служащий, который допускает такой ненавистный акт агрессии, не достоин выполнения каких-либо государственных и политических функций», — пишут авторы открытого письма.


СКАЗАНО

Холланд во время торжественного закрытия фестиваля сказала: «Мы хотели предоставить голос тем, кто его лишен. С 2014 года, когда начался кризис беженцев, почти 60 тысяч людей погибли при попытке проникнуть в Европу. Теперь, когда мы сидим в этом зале, ситуация, показанная в нашем фильме, все еще продолжается. Люди прячутся в лесу, лишенные достоинства, прав, безопасности. Некоторые из них погибнут в Европе. Не потому, что у нас нет ресурсов, чтобы помочь им, а потому, что мы не хотим этого делать».
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter