Экстремальный квест: как наш корреспондент ходил в разведку вместе с бойцами сил спецопераций

Неудержимые

Они проходят огонь, воду, трубы из любого сплава, высаживаются прямо с неба на голову противника — в общем, решают самые сложные боевые задачи. Этот сценарий написан не пером создателей очередного супергеройского блокбастера, а действиями простых парней, разведчиков. Они не любят излишнего внимания к себе и к своим специальным навыкам. Однако в преддверии праздника Дня защитников Отечества разведчики 103-й отдельной гвардейской воздушно-десантной бригады показали корреспонденту «Р», как куется их боевая удаль. 

Мишени после удачных выстрелов плавно бьют челом о сырую землю одна за другой. 

На белом покрывале февраля

Полигон Лосвидо — в 40 километрах от Витебска. В этих краях царит «вечная мерзлота»: военные шутят, что снег лежит здесь чуть ли не до самого мая. По снежной пустыне мне навстречу идет караван бойцов разведывательного взвода 317-го отдельного гвардейского парашютно-десантного батальона. В пятнистых маскхалатах, по-простому — в долматинке, разведчики мимикрируют под местный пейзаж. Впереди командир — гвардии старший лейтенант Игорь Кравцов. Он ведет молодых разведчиков на будничные занятия по боевой подготовке. 

В пятнистых маскхалатах, по-простому — в долматинке, разведчики мимикрируют под местный пейзаж.

Наст хрустит под берцами. Нагружены бойцы по-походному: за спинами укрытые парашютной тканью тучные десантные рюкзаки. С собой только самое необходимое, но вот уже и 30 килограммов веса набралось: котелок, комплект химзащиты, плащ-палатка, малая пехотная лопатка, спальник, коврик, наколенники и налокотники, а еще разгрузочный жилет с магазинами и аптечка. В довесок к земле тянут ноша ящиков с патронами и оружие. 

Под маскхалатами — специальные зимние костюмы, влага и ветер разведчикам нипочем. Штаны тоже специальные, нашиты дополнительные карманы, например, для ножа. К слову, универсальный штык-нож — верный помощник: он и кусачки, и молоток, насечками на обухе можно резать стропы, прикрепил на автомат — вот и мачете, чтобы сечь густую растительность. 

У каждой специализации свое оружие: стрелки бряцают автоматами АКС, пулеметчики таскают ПКМ, а снайперы обнимают СВД.

Но с одним ножом особо не повоюешь. У каждой специализации свое оружие: стрелки бряцают автоматами АКС, пулеметчики таскают ПКМ, а снайперы обнимают СВД. При распределении бойцов по специальностям командиры учитывают их физические особенности, темперамент: холерик и снайперская винтовка — вещи несовместные, да и зрение нужно идеальное, а пулеметчику необходимы крепкие «руки-базуки». Весит пулемет ПКМ 9 килограммов, плюс коробка с патронами — еще три килограмма. Попросил бойца дать «понянчиться» с ПКМ. Этот крепыш капризный — так и норовит отдачей сбить с ног. Чтобы не ударить в грязь лицом в прямом смысле слова, нужно принять правильную стойку: ноги полусогнуты — для опоры, корпусом слегка вытянуться вперед, приклад упирается в плечо.

Казаки-разбойники

За кромкой леса укрылись от ветра аккуратные «шале». На паре улочек незамысловатых дощатых домиков мы с разведчиками будем отрабатывать тактику: досмотр местности и помещений. 

Именно в тот момент, когда я бил себя в грудь, что вычислю на раз-два, где гвардейцы окопались, те вылетели на меня со всех сторон. Вот это сюрприз! 

Делимся по ролям: три разбойника и пять казаков. Легенда — спасение заложника, которым буду я. 

Никаких имен, только позывные. Придумывают их с фантазией, за глаза. 

— Ты, Царь, будешь террористом, — обронил кто-то из бойцов. 

Однако весьма нескромно. Заметив мою ехидную ухмылку, Царь объяснил: 

— Фамилия у меня Царев. Гвардии старшина Вячеслав Царев, старший инструктор-снайпер.

Двое других моих «похитителей» — Дима и Егор, это в миру, а здесь — Зёма и Козырь. 

Мы недолго «покружились» в схватке вполсилы, после чего мой вестибулярный аппарат капитулировал — я принял горизонтальное положение, руки за спиной. 

Даже холостыми патронами с близкого расстояния можно нанести травмы, поэтому все решит щелчок затвора. Кто раньше нажал на спусковой крючок, тот и вышел победителем из этой бесшумной перестрелки. Общение также бесшумное, условными знаками: поднятый вверх сжатый кулак — общий сбор, рука согнута с кулаком — стоять, показал на плечо — видишь вооруженного, на голову — гражданского. Остальные знаки интуитивно понятны: вижу, бегу, ползу. 

Ну, понеслось. Нам пару минут форы, чтобы спрятаться. Царь и Зёма рассредоточились по домикам, я с Козырем затаились в уютном сарайчике. Козырь — хитрец, залез на стремянку в углу, с возвышения отлично простреливаются единственное окно и дверь. 

Через щелки между досками наблюдаю за действиями своих «освободителей». Идут слаженно в команде — от этого зависит успех операции. Передвигаются от домика к домику, проверяют строения через окна, прикрывают направления. Выглядит эффектно. Вот исчезли из поля зрения — слышу заварушку. Понял, что Царь и Зёма не сдавались без боя. К нашему сарайчику подошли только двое из четверых бойцов. Один легкой поступью приблизился к окну. Вот показалось дуло автомата, затем и лицо в маске. Меня нашли. Пока боец ждал напарника, совершил неосторожное движение, Козырь использовал шанс и «щелкнул» того через свое окно. Последняя надежда на мое спасение растаяла после того, как уцелевший «казак» уже в сердцах ворвался в здание через дверь, правда, ринулся не в тот угол и также пал от руки Козыря. 

Трудно было меня связать — разведчик опасался, как бы не перестараться с дорогим корреспондентом: куртку ему не порвать или синяк не оставить.

Акт второй. Теперь я активный участник «боевых действий». Даже автомат доверили. Одет в домашнем: рядом с камуфлированными разведчиками, как Дед Мазай среди зайцев. 

Ставки высоки, всем хочется победить. Сначала разведка местности, чтобы против ник в тыл не зашел. На удалении оставили снайпера, тот залег на пригорке. 

— Он же там один уязвим, — беспокоюсь за своего боевого товарища. 

— Бурый так затаится, еще попробуй его найти, — подкинул мне задачку на внимательность Вячеслав Царев. 

Как я ни приглядывался, не смог мой глаз зацепиться:

— Сдаюсь.

— Бурый, покажись, где ты, — бросил клич гвардии старшина. 

Снайпер словно из земли вырос, а лежал рядом с проталиной. Снимаю шапку перед его умением маскироваться. 

Заходим в «город». Действуем слаженно и бесшумно. Я замыкающий, так лавры не соберешь. Но мне повезло: разбойники, видимо, забыли про еще одного внештатного бойца. Когда наша группа прошла и остался я один, бандит показал свой лик в дверном проеме — тут я его через всю улицу и вывел из игры. Это был Зёма.

Через несколько домиков в глубь улицы Козырь в своем репертуаре импровизации вылетел в упор сразу на двоих. Тактика камикадзе сработала — у нас минус два бойца. Оставшейся половиной группы осторожно прочесывали строения. Пусто. Куда же подевался Царь? Он сам вышел нам навстречу из первого дома, который кто-то из бойцов плохо досмотрел. Такая фатальная ошибка в реальной жизни стоила бы очень дорого, нехорошие люди могли бы нам вдогонку кинуть гранату или пустить автоматную очередь. 

Оборона обыграла нападающих всухую, хоть и была в меньшинстве. Опыт решает все: Зёме и Козырю «сто дней до приказа» осталось, а Царь и вовсе инструктор. 

Вот это сюрприз

На очереди — упражнения контрольных стрельб. Четыре мишени: две на удалении 250—300, еще две — 450—500 метров. На руках всего по 35 патронов для автомата и пулемета, для СВД и того меньше — 12. Нужно рационально распорядиться патронами и «положить» минимум две цели. 

Нагружены бойцы по-походному: за спинами укрытые парашютной тканью тучные десантные рюкзаки. С собой только самое необходимое: котелок, комплект химзащиты, плащ-палатка, малая пехотная лопатка, спальник, коврик, наколенники и налокотники, а еще разгрузочный жилет с магазинами и аптечка.

Хотел бы я быть орлом и зрение его иметь. А пока мишени вдалеке сливаются с рельефом, поэтому слежу за стрельбами с наблюдательной вышки через бинокль.

— Ветер слева, корректируйте огонь, — подсказывает бойцам командир взвода Игорь Кравцов. 

Мишени после удачных выстрелов плавно бьют челом о сырую землю одна за другой. На самом последнем рубеже они еще и подвижные, «бегают» по направляющим. Даже такие изворотливые цели поражены — разведчики ни одной мишени не оставили шанса. 

А что если цель будет уж очень подвижной и даже окажет сопротивление? На себя намекаю. Раз уж выпала мне в этот день возможность придумывать сценарии, прошу разведчиков показать свои навыки в пленении патруля. По просьбе командира вместе со мной любезно согласился плениться Козырь. Можно сказать, мы сегодня с ним уже пуд соли съели, отведаем еще и снега — на десерт.

Сделал для парней ремарку — выводить меня из строя нужно настойчиво, без церемоний, но без лишнего фанатизма. После короткой вводной пятеро бойцов направились к соснам устраивать засаду на лесной дороге. 

Патруль выдвинулся по маршруту. Старательно вглядывался в каждый куст у обочины — тщетно. Именно в тот момент, когда я бил себя в грудь перед Козырем, что вычислю на раз-два, где гвардейцы окопались, те вылетели на меня со всех сторон. Вот это сюрприз! Я их в упор не видел. Окружили, наставили автоматы, сопротивление бесполезно, но я все же попробую. Трудно было меня связать — разведчик опасался, как бы не перестараться с дорогим корреспондентом: куртку ему не порвать или синяк не оставить. Мы недолго «покружились» в схватке вполсилы, после чего мой вестибулярный аппарат капитулировал — я принял горизонтальное положение, руки за спиной. С моим напарником такого промедления не возникло — потянули сзади за ремень автомата и повалили на землю плашмя на спину. Дальше нас взяли под белы рученьки и повели под прицелом фотокамеры за пределы кадра. 

В разведывательный взвод стараются брать тех, кому служить полтора года, чтобы не было текучести кадров. Много ресурсов тратится на их подготовку. Кадры эти — совсем молодые парни, многим и двадцати нет. У Козыря и Зёмы уже весной демобилизация. Пора подумать и о дальнейших планах на жизнь. Перед разведчиками все двери открыты: физически крепкие, голова на плечах есть и работает как надо. Когда в конце дня прощались, еще раз в напутствие пожелал ребятам найти себя в жизни. 

ikras@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter