Неудача Приштины.

Косовары попытались окончательно решить «сербский вопрос».

Косовары попытались окончательно решить «сербский вопрос».

В последние дни июля в пороховом погребе Европы – Балканах – разгорелось межэтническое противостояние между живущими в самопровозглашенном государстве Косово сербами и албанцами. Причиной стали действия косовской администрации, желающей восстановить свой суверенитет над всей территорией края. Дело в том, что после натовской операции 12-летней давности и провозглашения независимости христианское население бывшей югославской провинции сконцентрировалось в его северной части. Находясь под защитой миротворцев, 60 тысяч оставшихся в крае сербов продолжают ориентироваться на Белград и полностью игнорировать Приштину. Официальные власти Сербии, которые продолжают считать Косово своей исконной территорией, но отказываются от применения в конфликте силы, такое положение дел вполне устраивает. На севере Косова действуют сербские законы и свободно продаются продукты, привезенные из Сербии. Косовские власти категорически этому противятся.

20 июля в ответ на очередной отказ Сербии принимать косовскую продукцию правительство премьер-министра Хашима Тачи решилось на ответный ход. Оно запретило ввоз в республику сербских товаров. Для установления контроля над двумя КПП на административной границе с Сербией, охраняемыми полицией местных сербов и миссией Евросоюза в области верховенства закона и правопорядка в Косове, в ночь на 26 июля Приштина направила 60 бойцов спецназа «РОСА». Довольно быстро полицейские заняли КПП-31 в Брняке, однако с установлением контроля над КПП Яринье у них возникли серьезные проблемы. Узнав о случившемся, местные жители перекрыли шоссе к нему и вступили в противостояние со спецназом. В районе конфликта произошли перестрелки. Ранения получили три серба и шесть косоваров, один из которых позже скончался в больнице.
Оперативно отреагировали на обострение ситуации и в Белграде, откуда уже через несколько часов в Косово отправились министр по делам края Горан Богданович и представитель Белграда на переговорах с Приштиной Борко Стефанович. Они обратились к НАТО, имеющему всю полноту власти в самопровозглашенной республике, с просьбой о посредничестве. Альянс на нее откликнулся. Однако пока командующий войсками коалиции в крае немецкий генерал Эрхард Билер проводил консультации с членами косовского правительства, интенсивность перестрелок не уменьшалась. А после того как утром 26 июля Тачи велел установить контроль над КПП любой ценой, она даже увеличилась.
Комментируя действия спецназа, косовский премьер заявил, что правительство страны не может вечно терпеть, чтобы часть территории страны превращалась в черную дыру не только Косова, но и всей Европы. «Мы не можем терпеть нарушения нашего суверенитета. Решение правительства ясно подтверждает нашу решимость бороться с преступностью, контрабандой и коррупцией в любой части территории Косово», – заявил он.
Иная точка зрения была выражена в Белграде. Президент республики Борис Тадич заявил, что случившееся – провокация косоваров. Однако, по его словам, оно не заставит Сербию ввязаться в войну. Глава государства также выразил надежду, что все проблемы сторонам удастся уладить за столом переговоров.
В свою очередь, в Брюсселе и Вашингтоне действия албанцев подвергли резкой критике. Приштине прямым текстом было заявлено, что подобные непродуманные и односторонние шаги международным сообществом не одобряются. В результате косовское руководство, рассчитывающее на быстрый успех, в считанные часы оказалось в международной изоляции. Чтобы выйти из нее, вечером 26 июля спецназовцы отступили от КПП, которые остались за сербами. Впрочем, позднее Тачи заявил, что отступление было тактическим. По его словам, Приштина не отступится от решения взять границу с Сербией под свой контроль. Однако ради этого рисковать жизнями полицейских она больше не будет.
Между тем на следующую ночь после того, как албанские спецназовцы отошли от КПП, они подверглись очередной атаке. На этот раз ее организовали несколько десятков сербов, которые с помощью бутылок с зажигательной смесью сожгли пропускной пункт Яринье. К утру 28 июля уничтоженный КПП был взят под контроль натовцами, которые решили его работу временно приостановить. В ответ на это сербы продолжили блокировать подступы к нему и потребовали возобновления его работы, но при условии, что трудиться на нем будут только этнические сербы.
Случившееся в Косове обострение стало самым серьезным инцидентом с момента провозглашения его независимости в феврале 2008 года. Сейчас ситуация в крае по-прежнему остается взрывоопасной. Чем она разрешится, пока не ясно. Возможность большой войны президент Сербии Борис Тадич отверг, в то же время косовские власти продолжают добиваться перехода под свой контроль всей территории края. Если их попытки захватить северную часть Косова продолжатся, возможно повторение событий марта 2004 года, когда косовары пытались изгнать из Косовской-Митровицы проживающих в ней сербов. Начавшееся кровопролитие удалось остановить только через несколько дней.
Как поведет себя косовское правительство, зависит только от того, как к его намерению установить контроль над краем отнесутся на Западе. Пока Брюссель и Вашингтон поставили его на место. Однако, судя по всему, так будет не всегда. Несмотря на то что Косово под контролем ООН и НАТО превратилось в оплот международной преступности, политики США и ЕС всеми силами поддерживают существование этого проекта. Чтобы придать ему больше легитимности в глазах мирового сообщества, они вполне могут согласиться на изгнание сербов из края. Тем более если белградские власти продолжат и дальше давить на Приштину.
Конечно, тот, кто на это решится – премьер Хашим Тачи – будет сурово осужден. Однако к нему у Запада и без этого есть уже немало претензий, одной больше или меньше – не важно. Важно, что сербов из края выдавят, а Белграду не останется ничего другого, как признать его независимость. Держаться за территорию, где нет соотечественников, Белград не будет. Тем более что после выдачи в Гаагу всех военных преступников единственным препятствием страны на пути в ЕС является именно проблема Косова.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter