Неуд за невод

Кто занимается браконьерством на территории зараженной зоны?

Начальник Мозырской межрайинспекции охраны животного и растительного мира Владимир Логимахов — о браконьерах в зоне, непуганом звере и красном «Змее Горыныче»

Эти сорок килограммов радиоактивной речной рыбы уже вполне могли бы продаваться где-нибудь в Наровле или Гомеле. К счастью, промыслу браконьеров помешала Мозырская межрайинспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь. 14 октября был обычный рейд по территории зоны. В одном из затонов Припяти около отселенной деревни Белая Сорока инспекторы наткнулись на сети. Подняли и ахнули – 300-метровый невод кишел рыбой. Улов тянул, по меньшей мере, на 40 килограммов, а отдельные щуки и судаки – на все 8 кило.

– За последние пять-шесть лет ничего подобного не припомню, – не скрывает удивления начальник Мозырской межрайинспекции охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь Владимир Логимахов. – Не так-то просто постороннему человеку, минуя все кордоны, попасть на территорию Полесского государственного радиоэкологического заповедника, тем более с такими сетями. Все-таки порядок в последние годы наведен строгий.

Белая Сорока – одно из самых грязных мест во всей зоне: поблизости радиоактивные могильники, в 13 километрах Чернобыльская АЭС. О том, какой удар по здоровью могла нанести уха из этой рыбы, думаю, объяснять не стоит. На вид щучки-то самые обыкновенные: плавники, жабры – все на месте. Но любая лаборатория, взяв такую рыбу на анализ, выявит многократное превышение в ней допустимых норм по цезию и стронцию. Понятное дело, браконьеры ловили ее не для себя. Наверняка рассчитывали сбыть где-нибудь за углом магазина или возле рынка. Не вышло.

Большинство «ходоков» в зону – жители ближайших деревень. Выбирают глухие места, проникают втихаря с ночи, ставят самодельные рожовки и сети. Многие попадались инспекции не раз и не два, платили штрафы, но продолжают играть в «сталкеров».

Случается, вторгаются в зону «туристы» из Гомеля и Минска. Те в основном едут за экстремальными впечатлениями, рассекают Припять на мощных катерах, ловят на дорожку. Но и их задерживают. Рейдовая группа прибывает аккурат туда, где нарушители причаливают к берегу. Штрафы немалые: первый визит в зону обойдется в 350 тысяч, второй – в 720 тысяч рублей.

Притягивают запретные леса и охотников. Правда, их становится все меньше (с добычей последнее время никто не попадался). Расчехляя ружья, браконьеры знают, на что идут: один застреленный кабан на особо охраняемой территории обойдется в 6 миллионов 300 тысяч рублей. За лося придется заплатить штраф почти 10 миллионов.

– Зверь в здешних лесах непуганый, – говорит Владимир Логимахов. – Проверяем это весьма необычным способом. По идее, если в обычном лесу к дороге выйдет, скажем, косуля и услышит скрип тормозов, то она рефлекторно обратится в бегство. Здесь звери никак не реагируют на этот звук. Значит, охотники их не тревожат.

Сейчас продолжается грибной сезон. Недавно только за один рейд Мозырская межрайинспекция задержала около 20 грибников. Каждый отвечает: собирал, дескать, исключительно для себя. Верится с трудом. А ведь суп из таких грибов может оказаться ничем не лучше той самой ухи…

Зима, пожалуй, самый трудный период и для инспекции, и для администрации зоны отчуждения и отселения. Летом браконьеры не рискуют тащить на себе лодку в зону, а зимой поставить сети можно где угодно, пробурив дырки во льду.

Но Владимир Логимахов уверен: нарушителям спуску не дадут. В распоряжении инспекции есть канадский вездеход повышенной проходимости, который сами же браконьеры за красную расцветку окрестили «Змеем Горынычем». Уйти либо скрыться от него просто невозможно.

На снимке: во время природоохранного рейда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter