В России опять заговорили о возможном введении нового денежного сбора с неработающих официально граждан

Нетрудовые расходы

В России опять заговорили о возможном введении нового денежного сбора с неработающих официально граждан


Алексей Смирнов сыграл самого знаменитого советского бездельника Федю. Кадр из фильма

Тунеядство, то есть «длительное проживание совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда», было уголовно наказуемо в Советском Союзе. Кампания против тунеядцев началась в 1961 году. Лица, не работавшие в течение четырех месяцев в году, подлежали уголовной ответственности, каждый гражданин СССР был обязан заниматься общественно полезным трудом. В ускоренном строительстве коммунизма должны были участвовать все поголовно, а несогласных ждал принудительный труд на лесоповале.

Несколько лет назад возродить советскую дисциплину предложил губернатор Кемеровский области Аман Тулеев. Его раздражение вызвали 22 тысячи безработных в Кузбассе, тогда как центры занятости предлагали 30 тысяч вакансий. При этом около 4 тысяч человек буквально прописались в собесах: упорно отказывались от вакансий, но за пособиями ходили, как за зарплатой.

– Я считаю, уважаемые депутаты Госдумы, надо на уровне государства принимать закон о борьбе с тунеядством, иначе мы далеко зайдем, – резюмировал тогда Аман Тулеев.

Губернатора услышали. В 2013 году министр труда Максим Топилин предложил лишить неработающих россиян права на бесплатную медицинскую помощь. Как объяснил чиновник, делается это все не из мести к тунеядцам, а для борьбы с серыми зарплатами.

В прошлом году Роструд вновь поднял тему налога с нетрудоустроенных официально россиян. Параллельно ведомство заявило о намерении проверить реальные доходы населения, сопоставляя данные по операциям по банковским карточкам с теми средствами, что поступают в Пенсионный фонд.

Новый камень в огород тунеядцев был брошен нынешней осенью.

– Сейчас разрабатывается документ, когда те граждане, которые выбрали для себя путь не работать, будут должны внести платеж за использование социальной инфраструктуры, – сказала в конце сентября вице-премьер Ольга Голодец.

Намекала министр на медицинские услуги. Безработные страховые взносы не делают, но всеми гарантиями пользуются. Особенно обидно тем, кто платит отчисления со своей зарплаты, а это немаленькие деньги. В серой зоне, подсчитала вице-премьер, около семи миллионов человек.

Депутаты в сомнениях


Соцсети после обнародования новости о возможном введении налога на тунеядство отреагировали воем полицейской сирены. Ругали министров, оправдывали безработных, интересовались судьбой пенсионеров, кто-то шутил, что пора вводить налог на воздух, на холостяков. Некоторые даже озаботились дальнейшей судьбой блогеров и прочих «звезд», большинство из которых не имеют официального трудоустройства. Депутатам идея пока тоже не нравится.

– Непонятен и объект налогообложения, непонятно, как исчислять доход, непонятно, за что наказывать, если человек действительно не работает и не может найти работу, – говорит депутат Госдумы России Михаил Емельянов. По его словам, «тема тунеядства в рыночной экономике бесперспективна».

Замглавы Минэкономразвития Олег Фомичев также настроен скептически:

– Очень сложно отделить реально безработных от потерявших связь с рынком труда, тех, кто формально работает, но не платит деньги в страховые фонды. Это очень сложно администрируемая система, потому что непонятно, как искать этих людей.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена Перминова, сенатор, член Комиссии Парламентского Собрания по бюджету и финансам:

– Законопроекта о тунеядстве, о котором последнее время много говорят, у нас нет. Есть предложение Министерства труда и социальной защиты России обязать неработающих трудоспособных граждан, не относящихся к льготным категориям, вносить социальные взносы в региональные бюджеты. Сегодня региональные и федеральный бюджеты платят за неработающее население очень большие деньги. К тому же регионы предъявляют федеральному центру претензии из-за несовершенства методики расчета субвенций, которые они получают.

Прежде чем принимать какие-то решения, нам необходимо знать, сколько в России граждан в каждой категории неработающих – среди пенсионеров, заслуживших право на отдых, детей, инвалидов, не способных работать, трудоспособных неработающих граждан и самозанятых, попавших в категорию неработающих. Предложение обязать тех, кто может работать, но не работает, самостоятельно делать социальные взносы в региональный бюджет, – в стадии обсуждения.

МНЕНИЕ

Елена Реутская, член общественной палаты России, Сахалинская область:

– Я двумя руками за налог на тунеядцев. Но этот закон должен пройти множество экспертиз. Есть разные категории тунеядцев. Есть лодыри, у которых безделье – жизненное кредо, тщательно подкрепленное идеологической базой. Почему они должны иметь те льготы и возможности в социальном плане, которые имеют работающие граждане? А последние должны оплачивать в двойном размере. Страшно то, что сегодня можно назвать тунеядцами часть молодежи. Некоторые ограничили себя компьютерным миром, сели на шею родителям и разглагольствуют, что государство им ничего не предоставило. Вот я преподаю в колледже. Мы выпускаем 50 специалистов в год в области гостиничного менеджмента и бизнеса. Но отели города стонут от нехватки кадров. Половина предпочитает сидеть дома, другая половина ждет каких-то фантастичных предложений с высокой оплатой труда.

ВЕЛИКИЕ «ЛОДЫРИ»

Обвиненные в тунеядстве в Советском Cоюзе:

  • поэт Иосиф Бродский;

  • писатель Владимир Войнович;

  • историк Рой Медведев;

  • философ Александр Зиновьев;

  • писатель Георгий Владимов.

Дмитрий НЕРАТОВ

ОХОТА НА ФРИЛАНСЕРА


Для меня найти «тунеядца» достаточно просто. Нужно только войти в «Фейсбук».

Что ни друг, то свободный художник. Он же фрилансер. Потенциальный плательщик податей, если не зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. А сколько таких честных? Журналисты, писатели, блогеры, поэты, иллюстраторы, фотографы, музыканты, актеры, повара... Один размещает в своем блоге проплаченный пост про воздухоувлажнитель, другой эпизодствует в сериалах, третий предлагает авторский тортик с доставкой. Большинство кудесников «подпольного цеха» о налогах слышать не хотят.

Например, мой приятель Александр в свои тридцать успел официально поработать спортивным корреспондентом на ТВ. Но работа на дому с регулярным питанием оказалась милее разъездной «гастритной» жизни репортера. Вот уже несколько месяцев он сочиняет эксклюзивные тексты для (а вернее за) популярного журналиста федерального канала.

К слову сказать, такое писательское «рабство», добровольное, приносит неплохие дивиденды. А перспективу выплачивать налоги за свои опусы литературный «негр» относит в разряд фантасмагорий.

– Подобные законопроекты приведут к народному бунту, – убежден товарищ. – Так где прикажешь мне деньги брать на налоги, если я трутень?

Не хочет выходить из налоговой тени и знакомая Лиза. Она, как сейчас модно говорить, дауншифтер. Сбежала из сытой, но угрюмой (по погоде) Москвы в богатый на солнечные дни Севастополь. Работа по душе нашлась в фастфуде. И то, что в местной пиццерии ей платят зарплату только на руки, ее ничуть не смущает.

– Когда я сломала ногу, пришлось делать операцию. За все платили мои родители, вплоть до бинтов и зеленки. Отдельным конвертом – «спасибо» хирургу и медсестрам, – говорит она. – И зачем мне эта «бесплатная» медицина – все равно бы пришлось платить?

А вот соседка-пенсионерка Надежда не внемлет стенаниям молодых о «невыносимой трудности бытия». И сострадать бездельникам напрочь отказывается.

– Непрестижных профессий раньше не было, что маляр, что партийный начальник – все в почете, все работали, – доказывает она.

Но тетя Надя, видимо, забыла, что на пенсии она всего второй год, а последние десять лет она нигде не работала, но зато исправно сдавала комнату в своей квартире. И для налоговиков это тайна за семью печатями. Поэтому найти-то бездельников можно, а вот деньги с них взять ох как непросто.

Александр ИВАНОВ
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter