Нет у евроинтеграции конца

О проектах «Восточного партнерства»

Три министра иностранных дел договорились в Минске совместно двигать проекты «Восточного партнерства». В них будет участвовать Литва — член Евросоюза. Украина, которая уверенно приближается к ассоциированному членству в Европейском союзе. И Беларусь, не ставящая целью вступление в ЕС в обозримом будущем, но заинтересованная во внедрении европейских стандартов. Прежде всего в экономике, тесно связанной с европейским рынком, но и остальные сферы, как говорится, подтягиваются.


Часто говорят: ну что нам дало участие в «Восточном партнерстве»? Я считаю, главный «ньюс» — интерес к Беларуси. Столь очевидный именно сейчас, когда нашей стране важно укрепить западный вектор. Возможности для этого открываются и во время переговоров с министрами, представляющими ключевые страны регионального сотрудничества. Не сомневаюсь, что очень скоро к этому партнерству подтянется и Польша, уже не только как инициатор программы, но и как председатель ЕС. К середине будущего года, когда Варшава возьмет бразды правления в Брюсселе на себя, нам нужно очень серьезно подготовиться, чтобы выложить на стол готовые проекты сотрудничества.


Они как раз и обсуждались в Минске. Но прежде чем рассказать о них подробнее, не могу не упомянуть такой момент. Многие обратили внимание, что Сергей Мартынов, встречавший коллег, — единственный старожил трехсторонних встреч министров иностранных дел Литвы, Украины и Беларуси, посвященных обсуждению инициативы «Восточное партнерство». Это — уже третья встреча такого рода. Первая состоялась в Вильнюсе, предыдущая имела место в Киеве.


Министры Ажубалис и Грищенко, которые приехали в Минск, назначены на свои посты только в начале этого года, и каждое из этих назначений отражает значительные политические перемены внутри собственных стран. Но вот что остается неизменным — так это общие интересы в отношениях между соседями. Их одинаково поддерживают и бывший министр Ушацкас, и нынешний Ажубалис, как экс–глава украинского МИДа Порошенко, так и его преемник Грищенко. Потому что в их государствах, говоря словами Сергея Мартынова, «есть такая же последовательность внешней политики как и в других странах».


Именно рассчитывая на последовательность политики ЕС, предложившего нам участие в европейской программе, и подготовлен перечень приоритетных проектов, которые затем совместно три страны будут продвигать в соответствии с процедурами тематических платформ «Восточного партнерства».


Я обратила внимание на важную оговорку Сергея Мартынова, который сказал, что эти проекты «будут продвигаться либо в рамках инициативы «Восточное партнерство», либо по линии европейских финансовых институтов в зависимости от того, какие будут возможности». Это важное уточнение, так как бюджет «Восточного партнерства» вообще–то невелик, это всего лишь 600 млн. евро на 2011 — 2013 годы. Главное — не эти деньги, а открывающаяся возможность, как нас заверяли в Праге, воспользоваться поддержкой европейских финансовых структур, таких, как Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Только в этом случае можно серьезно говорить об экономической интеграции.


В Минске пока мало раскрывали детали совместных проектов, но украинские СМИ уже выложили перечень приоритетов, которые планируется представить на рассмотрение ЕС. А именно:


— создание и внедрение электронной системы предварительного обмена информацией между таможенными органами Украины, Беларуси и Литвы в рамках инициативы–флагмана «Интегрированное управление границами»;


— рынок электроэнергии в рамках тематической платформы № 3 «Энергетическая безопасность»;


— диверсификация энергетического баланса и внедрение «зеленой энергетики» в рамках тематической платформы № 3 «Энергетическая безопасность»;


— ядерная безопасность в рамках тематической платформы № 3 «Энергетическая безопасность».


Это для начала. Некоторые обозреватели, может быть, и не без иронии назвали прозвучавшие в Минске инициативы локомотивом восточного партнерства. Ирония заключается в том, что сам Евросоюз пока медлит... Хотя очевидно, что названные темы абсолютно укладываются в русло приоритетных направлений политики ЕС. Самое время вспомнить, что есть у евроинтеграции начало, но нет у евроинтеграции конца. И это доказывают три столь разные страны в центре Европы, объединенные общеевропейским интересом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter