Источник: Знамя юности
Знамя юности

Про любовь к делу и призвание. Учитель из Витебска продолжила династию и каждый день ездит на работу в сельскую школу

Нет равнодушию и пресности


Знакомлюсь с молодым педагогом из Бычихи Ульяной Жандаровой-Леоновой. Впечатления от беседы с этой девушкой – самые приятные. А стоит пообщаться чуть дольше, убеждаешься окончательно: местной ребятне действительно повезло. Пока идем по школьным коридорам, со всех сторон слышно радостное: «Здравствуйте, Ульяна Александровна!» А Ульяне Александровне всего 21 год. На работу она каждый день едет из Витебска то на автобусе, то на поезде. Дизелем – два часа в одну сторону. Стала поневоле жаворонком, но менять сельское расписание на городское не собирается. 

Вызов принят!

Для Ульяны Бычиха и Городокский район не чужие. В Городке живут ее родители, близкие и друзья. Мама Наталья Аркадьевна учит детей русскому языку и литературе в Пальмике, тетя Ирина Григорьевна тоже филолог. Так что выбор профессии – по классике жанра, смеется Ульяна: 

– Всегда знала, что буду учителем, сомневалась только, какой предмет больше по душе. Определиться помог случай. В школе мне однажды сказали, что химия слишком сложная наука. Пожалуй, именно в тот миг я загорелась: «Вызов принят!»

Новость о том, что Ульяна собирается продолжить династию, родные восприняли очень спокойно, но без энтузиазма. Мама переживала, вспоминает девушка:

– Как мантру, твердила, что нужно сто раз подумать и один раз решить, смогу ли сидеть за тетрадями по ночам (тут как тайм-менеджмент ляжет), а главное – найти подход к детям. Я стояла на своем и не пожалела. 

После школы без проблем поступила в витебский университет на преподавателя биологии и химии. Помогли и высокие баллы на ЦТ, и целевое направление. Уже на втором курсе одной учебы показалось мало, и Ульяна пошла работать. Не денег ради, а прежде всего для опыта:

– В последний перед распределением год устроилась воспитателем в центр дошкольного развития. На 0,75 ставки оклад был рублей 150 плюс премия, которая висит в воздухе. Все цокали языком, а я смотрела не в расчетный листок, а на перспективу. Педагогика для меня – это про любовь к делу, призвание, а не про деньги, которые со временем и при усердии можно заработать.


В бычихинской школе Ульяна ведет химию, физику, а еще кружки и факультативы. У нее нет классного руководства, зато есть полставки педагога-организатора и огромное желание добавить новых ярких красок в жизнь сельской школы:

– Сюда я приехала по собственному желанию. Мне предлагали идти педагогом-организатором в любую школу района. Подумала и попросила: «Лучше по специальности». Ведь я предметник, хочу проявлять фантазию и креатив на уроках, а не только на школьных вечерах. 

Первый самостоятельный урок – то еще испытание. Свой старт молодой педагог помнит во всех подробностях: 

– Это был урок химии в непрофильном 11-м классе. Захожу в кабинет, а в руках легкая дрожь. На меня оценивающе глядят шесть пар глаз. Ждут, как себя проявлю, дам слабину или, наоборот, буду требовательной, жесткой. В какой-то момент собираюсь и становлюсь собой – учителем, которому действительно нравится то, что он делает. Школьники, как самый чуткий радар, улавливают мой настрой, и все проходит гладко.

Немногим позже Ульяну Александровну будут чествовать как молодого педагога, прошедшего месяц боевого крещения. Она ответит нестандартно – праздником ко Дню учителя: с ее подачи актив, учащиеся 8–11-х классов, проведут День дублера, или самоуправления:

– Представьте, украшенная школа. На входе педагогов встречают ребята, которые дарят им сувениры и приглашают пройти на линейку в качестве учеников. Все уроки «школьники» сидят за партами, а дети ведут занятия…

Первое мероприятие Ульяны Жандаровой-Леоновой в качестве педагога-организатора вышло совсем не комом. И коллеги, и ученики остались довольны.


– Не боитесь не удержать уровень, перегореть? 

– Наоборот, хочется развиваться, девиз – «Только вперед и вверх». Педагог-организатор – это, если хотите, классный руководитель для всей школы. Так что целей, которые ставишь перед собой, хватает. 

К слову, с детства Уля постоянно участвовала в школьной и городской художественной самодеятельности, пела, ходила в музыкальную школу, рисовала, лепила из глины… Сейчас эти навыки пригодились в работе: 

– Писать сценарии праздников, акций, вместе с детьми продумывать все до мелочей – это правда здорово. А главное, неожиданно интересно школьникам. Многие считают, что современных детей сложно увлечь чем-то. Я же уверена, что ребята у нас замечательные и чуткие, как ты относишься к ним, так они и откликаются.

О сложном просто

В школе созданы все условия для работы и учебы. Например, ко Дню знаний в прошлом году учебному заведению презентовали два мультиборда. Молодой педагог проводит свои уроки, используя новые технологии:

– А еще стараюсь ввести слово-якорь (не зря Ульяна ведет еще и кружок психологии. – Прим. «ЗН»), с помощью которого дети намного легче усваивают материал. Так, у меня звучат не способы, а лайфхаки определения валентности. Школьники слышат любимое словечко, и дело идет веселее.



Наставник старается разделить урок на две части, причем во второй использует игровую форму. О сложной химии необязательно говорить нудно и заумно, если можно интересно и просто:

– Пример – недавно организованный восьмиклассником Русланом Стельмахом и мной мастер-класс для… третьеклашек. На нем мы провели нескучные опыты с самыми простыми реагентами и доказали малышам: почти все, что окружает нас в повседневной жизни, – это химия. 

Не гэп, а друг

Школьную тишину пронзает звонок. Перемена. Молодая учительница машет рукой старшеклассникам: «Ребята, не забудьте, завтра репетиция». В ответ дружное: «Хорошо, будем!»

Ульяна Александровна признается, что разрыва поколений, или, как модно говорить, гэпа (в переводе с англ. gap – «разрыв»), не чувствует. Панибратства, конечно, не допускает, но старается быть школьникам не только учителем, но и старшим товарищем, другом. Таким, к которому не страшно и не стыдно прийти за советом, просьбой о помощи.


– Так какой он, хороший учитель? – интересуюсь.

Педагог на минуту задумывается:

– Знающий и умеющий объяснить свой предмет от и до. Это догма. А давайте о том, каким педагог не должен быть. Равнодушным, пресным, который запомнится – если запомнится – категоричным подходом и брошенным свысока: «Опять не выучил, хотя чего от тебя ожидать…» Когда учитель не услышал ребенка – это беда и профессиональная, и человеческая. Также, на мой взгляд, недопустимо сравнивать детей друг с другом. Тогда велики шансы, что один задерет нос, а второй опустит руки. А вот если дать ребенку возможность проявить себя, поверить в него, разглядеть в нем личность – все вернется сторицей. Не только хорошими оценками – уважением и взаимопониманием. 

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ

♦ Пишет стихи

Иногда размещает их в соцсетях. Однажды пришла на урок, а ученик удивил, выучив и процитировав строчки из ее стихотворения. 

♦ Увлекается фотографией

Не пройдет мимо красивого и необычного. Впрочем, в обыденном тоже может увидеть что-то эдакое и заснять. Получается здорово. Одну из ее работ, с цветущей школьной яблоней, признали лучшей на фотоконкурсе Белорусского зеленого креста. 

♦ Замужем

Из-за работы видит мужа Андрея не так часто, как хотелось бы, но знает, что всегда может рассчитывать на его поддержку и понимание.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter