Нет ничего тайного

Каждый день нашу государственную границу пересекают около 30 тысяч автомобилей.

Каждый день нашу государственную границу пересекают около 30 тысяч автомобилей. Много это или мало? Если смотреть с точки зрения транзита, то чем больше грузов проедет через нашу страну, тем лучше для госбюджета. А вот в плане безопасности каждая новая единица автотранспорта — это дополнительная нагрузка на людей, несущих службу в пунктах пропуска. Корреспондент “НГ” побывал на западных рубежах нашей родины и выяснил, на какие ухищрения идут современные контрабандисты и что помогает белорусским таможенникам разоблачить хитрые ходы любителей незаконной наживы.

Автодорожный пункт пропуска “Козловичи” считается самым крупным в стране. В день он способен пропускать до двух тысяч машин в обе стороны. Пять лет назад здесь отстроили новое уютное здание, имеющее современный архитектурный облик и оснащенное новейшими средствами технического контроля. Сверху с обзорной площадки даже невооруженным глазом хорошо просматривается мост через Западный Буг. Аккурат посередине моста проходит линия государственной границы с Польшей. Всего лишь в трехстах метрах от нас вроде бы те же самые деревья, та же река, тот же воздух. Но это уже другая страна, а значит, контроль за въезжающими и выезжающими должен быть особый. Побывав на этом объекте, воочию убеждаешься, что задача у белорусских таможенников архисложная. С одной стороны, они должны обеспечивать транзитную привлекательность страны за счет сокращения продолжительности таможенных операций и обустройства инфраструктуры. В то же время граница не должна становиться проходным двором, и любой перевозчик, надумавший поиграть с таможней в кошки-мышки, должен понимать, что занятие это очень рискованное и в общем-то   бесполезное.

Причиной тому — уникальный инспекционно-досмотровый комплекс, установленный два года назад. “Благодаря ему отпала необходимость проводить физический досмотр на рампе, когда приходится выгружать товар, взвешивать его, пересматривать и пересчитывать”, — рассказывает начальник отдела проведения операций таможенного контроля Юрий Дердюк. Все это теперь делает специальная сканирующая система. Внешне она напоминает большую рентгеноустановку, которая в течение 2—2,5 минуты проходит вдоль машины, “осматривая” кабину, раму, колеса, запаску, топливный бак. Получаемое изображение тут же подается на монитор компьютера оператора-аналитика, задача которого состоит в том, чтобы выявить возможные нарушения.

— “Шутить” с системой абсолютно бесполезно, — утверждает Юрий Дердюк. — Комплекс позволяет увидеть двухмиллиметровую проволоку за листом стали в 300 миллиметров. От такого луча ничего не скроешь.

Таможенники до сих пор вспоминают случай, когда с помощью досмотровой установки удалось выявить подмену груза, следовавшего из Польши в Россию. В грузовом отсеке автопоезда вместо заявленных по документам макарон везли около 15 тонн красителей для текстильных материалов. У одного из водителей среди пекинской капусты нашлось место и нелегальной клубнике. Однажды в грузе яблок спрятали двигатель грузовика. В числе наиболее распространенных находок — алкоголь, сигареты, топливо. Спиртное чаще всего маскируют среди личных вещей. А некоторые умельцы переделывают топливный бак и прячут туда горячительные напитки.

“Всего за прошлый год с помощью таких досмотровых комплексов таможенники изъяли товаров на сумму около 170 миллиардов рублей”, — сообщил начальник управления организации таможенного контроля ГТК Владимир Орловский.

Степень быстроты и комфорта пересечения границы мы сполна оценили и в зале таможенного оформления. Спокойная обстановка, никаких очередей, кто-то с комфортом устроился на диванчике и читает книгу, кто-то заполняет необходимые документы. В зале организовано 72 рабочих места для всех государственно-контрольных служб: транспортной, ветеринарной,  фитосанитарной... Здесь также находятся страховые компании и филиал Беларусбанка. Получается нечто вроде принципа одной комнаты. Это и есть та самая система электронной предварительной информации, суть которой в том, что декларант заранее предоставляет электронную декларацию о ввозимых товарах. Тем самым водитель самостоятельно ставит себя в очередь на оформление. Он получает шестизначный уникальный номер, и с этого момента прохождение его через все службы регулируется автоматизированной системой. “Все очень просто, быстро, надежно, даже двигатель не успевает остыть, — делится впечатлениями дальнобойщик из Ярославля Сергей Курейчик. — На все процедуры уходит максимум полчаса, а ведь еще три года назад приходилось маяться в лучшем случае по пять-шесть часов”.

Говорят, лучшее — враг хорошего. Условия в пункте пропуска стали такие, что иные водители даже не торопятся отсюда уезжать. Принять душ, выпить чашку кофе — для многих это стало непременным атрибутом пересечения границы. Однако таможенники не собираются останавливаться на достигнутом. Вскоре рядом с пунктом пропуска “Козловичи” должна заработать сервисная зона, сообщил начальник управления логистики УП “Белтаможсервис” Павел Вертинский. Кроме складских комплексов  и служб, необходимых для обработки грузов, здесь расположатся гостиничный комплекс, автозаправка, мойка, станция техобслуживания, точки общепита и розничной торговли. Аналогичную площадку планируется построить рядом с пунктом пропуска “Каменный Лог” на границе с Литвой. Все это сделает транзитный потенциал Беларуси еще более привлекательным.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter