Что думают теоретики и практики о качестве отечественных учебников

Нет хороших учебников – не будет школы

ТЕМУ школьных учебников сегодня не обсуждает, пожалуй, только ленивый. Начало было положено после того, как Глава государства покритиковал сложившуюся ситуацию. Александр Лукашенко потребовал: «Нам необходимы качественные учебники! Я уже это повторяю не в первый раз! Нет хороших учебников — не будет докторов и профессоров в будущем!» Учебники, по мнению Президента, должны быть правдивыми, интересными, с четко изложенными материалами и понятными детям.



Неоднократно поднимала проблему и «СГ», ведь именно с образования, со школьной скамьи государство начинает ковать главный ресурс в экономике — человеческий капитал. Поэтому так пристально и присматриваемся к национальной системе учебников. Чтобы понять, в каком русле должны быть усовершенствованы пособия, найдется ли место на парте для электронной книги и реально ли самостоятельно подготовиться к ЦТ, корреспонденты «СГ» поинтересовались мнением тех, кто пишет учебники, и тех, кто ими пользуется. Всем участникам опроса мы задали одинаковые вопросы:

1. Качество отечественных учебников сегодня многие ставят под сомнение. Согласимся, проблема есть.
В чем, на ваш взгляд, несовершенство пособий? Их сильные стороны?

2. Часто тексты в пособиях грешат наукоемкостью. Но ведь учебник создан для того, чтобы делать материал понятным, а не объяснять что-то через неизвестное…

3. Утверждена концепция базового учебника. Каким он вам представляется?

4. Возможно, уже пора отказаться от традиционных бумажных учебников и перейти на электронные?

5. А реально ли подготовиться к ЦТ, не покупая дополнительные учебные пособия и не обращаясь к репетитору?

Интеллектуальное усилие помогает развиваться


Татьяна ЛОГИНОВА, начальник отдела методического обеспечения гуманитарного образования Национального института образования: 

— Наши учебники созданы в лучших традициях советской школы, что скорее комплимент, чем недостаток. В них — вопросы для повторения пройденного, новый дополнительный материал, задания и упражнения для закрепления и отработки умений и навыков. В последнее время стало больше заданий, направленных на развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Создается и новое поколение учебных пособий. К примеру, по иностранным языкам. Эти учебные пособия имеют выраженную коммуникативную направленность: в них есть упражнения как для работы индивидуально, так и в парах, и в группах, то есть они учат взаимодействовать, общаться, развивают логическое мышление и языковую догадку. К учебным пособиям прилагаются электронные диски, где тексты начитаны носителями языков. Это важно: учащиеся слышат живую иностранную речь.

Следует признать, что у наших учебников есть недостатки: перегруженность информацией, сложность изложения. Заданий, которые учили бы на практике применять усвоенные знания и умения, недостаточно. Несовершенен и дизайн: шрифты, цвета…

Выявить и устранить недостатки учебников помогает опытная проверка. Ее проходят все новые учебные пособия. Эксперты — педагоги-практики — анализируют содержание, эффективность учебных заданий. Параллельно мы изучаем мнение учителей, учеников, родителей. Рекомендации экспертов передаются авторам, чтобы каждое последующее переиздание сделать более качественным. К слову, учебники советской школы, которые сегодня многим кажутся идеальными, имели до 20 переизданий.

Надежда АНТОНОВА, начальник отдела методического обеспечения начального образования Национального института образования: 

— Качественным учебник делает не только его содержание, но и компетентность педагога. К примеру, в начальной школе принципиальна даже последовательность выполнения заданий. Такой факт: родители обратились по поводу сложности домашнего задания. Оказалось, что учительница задала детям для выполнения дома упражнение, рассчитанное на объяснение нового материала. Но ведь домашние упражнения не случайно отмечены в учебниках специальным значком. Задания в них строго дозированы в соответствии с санитарными нормами, требования к их формулировке повышенные.

К сожалению, педагоги часто стремятся к результату любой ценой. Именно поэтому в нарушение всех нормативных документов учителя дают первоклассникам работу на дом, а во 2—4-х классах объeмы домашних заданий увеличиваются по сравнению с предлагаемыми в учебниках. И все это происходит под девизом «учебник плохой, поэтому надо отрабатывать дома». Учебник сам по себе не дает знаний, их из него нужно взять и осмыслить. И в начальных классах этим процессом должен грамотно руководить учитель.

Валентина ГИНЧУК, заместитель директора по научно-методической работе Национального института образования: 

— Сейчас проводится конкурс на создание учебных пособий, соответствующих обновленным программам. Уже завершились 3 этапа конкурса. В составе авторских коллективов-победителей — преподаватели вузов, методисты учреждений дополнительного образования взрослых, специалисты нашего института и учителя-практики. Проходит 4-й этап. Мы приглашаем к участию специалистов со своим представлением о том, каким должен быть школьный учебник, и готовых реализовать его.

Инесса СЛЕСАРЬ, начальник отдела методического обеспечения естественно-математического образования Национального института образования: 

— Перед авторами учебных пособий стоит сложная задача: отобрать наиболее важную с точки зрения развития личности информацию, которая соответствует, с одной стороны, современному уровню развития науки, с другой — возрастным познавательным особенностям детей. В учебном пособии должны быть одновременно реализованы принципы научности и доступности изложения материала.

Принцип доступности, отмечают учителя-эксперты, принимавшие участие в опытной проверке, реализуется в некоторых учебниках не в полной мере. Не всегда объем материала соответствует времени, отводимому на его изучение. Сложен и язык изложения. Не всегда учтен уровень образовательной подготовки школьников. Например, сложные, по мнению экспертов, — темы «План местности» в учебнике по географии для 6-го класса, раздел «Органическая химия» в 9-м классе.

Т. ЛОГИНОВА: 

— В большинстве учебников по предметам гуманитарного цикла, по мнению учителей-экспертов, теоретический и практический материал изложен доступно. Схемы, алгоритмы, таблицы, образцы выполнения упражнений, пояснения в виде сносок к малоупотребительным словам и выражениям, краткие словари литературоведческих терминов... Все это помогает осмыслить и прочно усвоить материал.

Н. АНТОНОВА: 

— Учение невозможно без интеллектуального усилия. Только в меру трудный материал, когда школьнику надо думать и анализировать, поможет развиваться. Родители, если вы говорите: «Мой ребенок прочитал и не понял» — задумайтесь, а приложил ли он усилие? Знает ли, что понимания надо добиваться, стремиться к нему? Иждивенческие настроения относительно содержания образования, когда все должно быть легко, понятно и мало по объему, чреваты в перспективе снижением интеллектуального потенциала общества. Хороший учебник не может быть легким: тогда он скучен. С точки зрения ребенка, он должен быть интересным и в меру трудным. Поэтому пособия надо не упрощать, а повышать их обучающую и развивающую эффективность.

В. ГИНЧУК: 

— В базовом учебнике содержание учебного предмета должно быть систематизировано, в объеме, минимально необходимом и достаточном для качественного общего среднего образования. К нему могут разрабатываться печатные приложения и электронные компоненты, расширяющие и дополняющие основную информацию. В связи с этим базовый учебник должен наряду с традиционными выполнять навигационную функцию — ориентировать учащихся в поиске материала в других компонентах учебно-методического комплекса по предмету.

Содержание должно быть практико-ориентированным. Учащимся нужно не просто знать, но и уметь применять свои знания в различных жизненных ситуациях. В базовом учебнике будет предложена система заданий, в которых требуется анализировать ситуацию, выявлять проблему и использовать усвоенные знания для ее решения.

В. ГИНЧУК: 

— В 2015 году в Национальном институте образования разработана инновационная модель учебника-навигатора и создан макетный образец учебника-навигатора по органической химии для 10-го класса. К его ключевым характеристикам следует отнести мультимедийность контента, интерактивность, связь с другими учебно-методическими материалами по предмету. Думается, что такой учебник заинтересует и учеников, и учителей, будет способствовать качественному усвоению учебного материала. 

Но это не означает, что все бумажные учебники будут или должны быть заменены на электронные. Анализ мировой практики показывает, что наиболее эффективно параллельное использование и тех и других. За эту же модель использования учебных пособий выступает и большинство наших педагогов (68 процентов). 28 процентов в ходе опроса высказались за традиционный учебник (на печатной основе) и только 4 процента полагают, что электронный учебник со временем должен полностью заменить бумажный.

И. СЛЕСАРЬ: 

— Программы вступительных испытаний соответствуют учебным программам для учреждений общего среднего образования. Учебные пособия содержат весь материал, необходимый для сдачи централизованного тестирования.

Подготовиться к ЦТ, не прибегая к услугам репетиторов, можно. Но при этом потребуются умение учиться (организовывать свой учебный труд, работать с информацией) и, конечно, волевые усилия. Именно так готовились к вступительным экзаменам в вузы те, кто утверждает, что «окончил советскую школу и поступил без репетитора». Нужно понимать: подготовка к ЦТ — это ежедневный кропотливый труд. Конкурентоспособным будет тот, кто усвоит материал лучше, чьи навыки окажутся более совершенными. Однако одному ребенку для понимания темы надо решить пять подобных задач, а другому — десять. На этот случай по всем предметам изданы сборники задач, дидактические и контрольно-измерительные материалы, в которые включены задания различной степени сложности.

Для успешной сдачи тестирования рекомендуется использовать учебно-методический комплекс по предмету — учебное пособие, рабочую тетрадь, книгу для чтения, сборник задач и т.д.

Тем, кто готовится к ЦТ, нелишним будет прорешать демонстрационные версии тестов. Их можно найти на сайте Республиканского института контроля знаний. Советую использовать и электронные образовательные ресурсы, размещенные на портале adu.by (раздел — «Электронное обучение»). Доступ к этим ресурсам бесплатный.

Если в процессе подготовки возникнут трудности, всегда можно обратиться к педагогу. Сегодня в школах проводятся поддерживающие занятия, на которых помогут уточнить непонятное и наверстать упущенное. Есть стимулирующие и факультативные занятия. Тем, кто определился с выбором будущей профессии и учебных предметов для сдачи на ЦТ, в 10—11-х классах можно изучать эти предметы на повышенном уровне.

По современным пособиям невозможно ни учить, ни учиться


Марына БАРЫСАВА, настаўнік беларускай мовы і літаратуры Брынёўскага дзіцячага сада—сярэдняй школы Петрыкаўскага раёна:

 — Школьныя падручнікі заслужана выклікаюць пэўныя нараканні ў настаўнікаў, вучняў і іх бацькоў. Магу сказаць пра кнігі па беларускай мове і літаратуры, якімі мы карыстаемся сёння, напрыклад, па беларускай мове для 10-га класа, то магу сказаць, што ёсць пытанні: як выкладзены матэрыял, недзе нават загрувашчаны непатрэбнай інфармацыяй, як падабраныя практыкаванні. Складаным я лічу падручнік па літаратуры для 9-га класа, дзе для вывучэння — літаратура старажытнага перыяду. Ну згадзіцеся, кожны твор разлічаны на пэўны ўзрост, на асаблівае дзіцячае разуменне. Не кажу пра тое, каб узоры літаратуры старажытнага перыяду, у тым ліку антычнага, не вывучаліся ў школе: гэты пласт ведаў, безумоўна, пашырае светапогляд дзіцяці. Але ж не так рана — у 9-м класе: дзеці яшчэ не падрыхтаваныя. Пытанне аб школьных праграмах напрошваецца само сабой. У 10-м класе на літаратуру адводзіцца па адной акадэмічнай гадзіне. У праграме — творы ў буйных формах. Шамякін, Быкаў, Караткевіч… Ці рэальна гэта ўсё падрыхтаваць на занятак раз у тыдзень?

Евгений ЛИВЯНТ, соучредитель крупного репетиторского центра республики, репетитор по математике и физике:

— Практика — критерий истины. А практика заключается в том, что по современным школьным учебникам невозможно ни учить, ни учиться. Плохое качество учебников — одна из причин крайне низкого уровня современных школьников по всем предметам. Школьник, пропустив урок, не в состоянии самостоятельно наверстать упущенное, в этом не помогут ему и родители. Пусть даже у них очень хорошее образование. Учебники написаны на каком-то странном научно-бюрократическом языке, чрезмерно изобилуют специализированной терминологией, в них много ошибок.

Наталья КУХАРЕВА, мама троих школьников, педагог: 

— Тех, кто создает сегодня учебники, можно только пожалеть: новые выходят чуть ли не каждый год. Но хороший учебник невозможно сделать за такой короткий срок! Считаю, учебник должен служить долго, лет десять, а то и дольше. Конечно, при переизданиях нужно вносить изменения, исправления, усовершенствования. Тогда и ошибок в нем будет не в пример меньше, а то постоянно слышишь нарекания на их количество. 

Е. ЛИВЯНТ: 

— Один из ведущих белорусских хирургов, который хотел помочь сыну с учебой, сказал мне: «До того, как я открыл учебник биологии, думал, что знаю этот предмет». И еще наглядный пример из учебника по математике (5-й класс): «Если часть выражена дробью, то, чтобы найти число по части от него, можно часть от числа разделить на эту дробь». Программы и учебники по биологии я считаю бессмысленной тратой государственных средств, времени и нервов учеников, учителей. Создается впечатление, что эти пособия нужны, чтобы остальные не казались столь ужасными. А вообще, за все годы белорусской независимости из нескольких сотен изданных учебников хорошими считаю только «Букварь» Сторожевой, историю Беларуси и физику под редакцией Лещинского.

Н. КУХАРЕВА: 

— Моя старшая дочь учится в 8-м классе. Самые сложные учебники – по химии и биологии. Вот скажите, зачем 13-летней девушке строение колец внутри червя? Может, за это время, пока она их зарисовывает и заучивает, можно было получить какие-то более важные знания? Еще из претензий — очень мелкий шрифт. И отсутствие тезисности. Дочь сама выписывает из параграфа основные мысли. Но не все ученики так ответственно подходят к обучению. По-моему, правильно было бы выделять наиболее важные сведения. 

И еще. Современный старшеклассник хочет понимать, для чего ему эти знания, как они пригодятся в жизни. Вряд ли его за это можно упрекать. Обилие информации вынуждает фильтровать ее потоки. А учебники часто грешат тем, что оторваны от практики, от жизни. Вот школьники и не считают нужным заучивать то, что, по их мнению, им не нужно. 

Н. КУХАРЕВА: 

— Идея базового учебника кажется мне правильной. Он должен быть основой основ и содержать только академические фундаментальные знания. Никакой лишней мишуры. Никакой воды, никаких бесполезных задач якобы для развития фантазии. А в дополнение к учебнику можно издавать пособия и брошюрки хоть каждый месяц. Главное, что учебник останется незыблемым. А учитель уже сам выберет, какой дополнительной литературой пользоваться. Ведь вообще-то все зависит от педагога: хороший профессионал и без учебника научит. 

М. БАРЫСАВА: 

— Мне не здаецца, што мы павінны адмовіцца ад падручнікаў на паперы. Але ж педагог можа рэгуляваць пазнавальны працэс, уключаць дадатковыя матэрыялы, карыстацца рознымі навукова-метадычнымі дапаможнікамі — і ўсё гэта ў электронным выглядзе.

Е.  ЛИВЯНТ: 

— Электронные учебники лично мне в определенном смысле кажутся предпочтительнее: и лес можно сохранить от вырубки, и портфели у школьников полегче будут.

Мария КУЗНЕЦОВА, ученица 11-го класса, будущая абитуриентка: 

— Я только за! Многие мои одноклассники пользуются планшетами, закачивая туда учебники. Учителя не возражают. Это удобно: все книги всегда под рукой и не надо таскать тяжести в рюкзаке. Кто-то может возразить, что это плохо для зрения. Но в современных гаджетах используются электронные чернила и электронная бумага, которые для глаз даже менее вредны, чем обычные. И еще важно, чтобы в электронный учебник нельзя было закачать ничего лишнего, чтобы школьники не «зависали» в играх и соцсетях. 

М. БАРЫСАВА: 

— Мне здаецца, без дадатковай літаратуры падрыхтавацца да ЦТ не атрымаецца. Я працую ў звычайнай сельскай школе. Выпускнікоў у нас у гэтым годзе 7 чалавек, 5 з іх здаюць тэсты па беларускай мове. Мы займаемся ў школе на дадатковых і факультатыўных занятках. Праграмнай літаратуры недастаткова. Нічога не застаецца, як набываць дапаможнікі.

Паслугамі рэпетытара вяскоўцы карыстаюцца рэдка, можа, адзінкі. У нашым выпадку трэба везці дзіця ў Петрыкаў (гэта каля 30 кіламетраў). Раскоша! Таму ўвесь цяжар праблемы кладзецца на педагогаў. Мы да такой сітуацыі ставімся з разуменнем, не лічымся з асабістым часам: застаёмся і да 6—7 вечара, і па суботах працуем.

Е. ЛИВЯНТ: 

— Наш центр подготовил к вступительным экзаменам более тысячи абитуриентов. И на основе этого опыта я могу сказать, что репетиторы школьные учебники вообще не используют в своей работе, абитуриенты тоже, хорошие учителя старших классов по учебникам только параграфы в журнал записывают, учат они по российским пособиям или покупают специальные. Подготовка к ЦТ с помощью школьных учебников — это оксюморон, что-то вроде «жареного льда». Да и авторы этих учебников вряд ли используют свои книги в своей репетиторской практике.

М. КУЗНЕЦОВА: 

— Думаю, нет. Особенно в вузы с высоким проходным баллом. Мне кажется, что умею учиться, взрослые на меня «не давят», но при этом хожу в репетиционный центр – как на индивидуальные, так и на групповые занятия по английскому, математике и русскому. И в нашем классе нет ученика, который бы не посещал репетитора, чаще всего по нескольким предметам. И это несмотря на дополнительные занятия в школе и подготовительные курсы в вузах. Кроме того, используем очень много дополнительной литературы. Учителя приносят на уроки распечатки, мы покупаем книжки, пособия. Кстати, репетиторы не используют во время наших занятий школьные учебники. 

uskova@sb.by

bolshakova@sb.by

От редакции 


Очередная попытка улучшить качество отечественных учебников – далеко не первая. Увы. Что же делается не так? Почему в адрес авторов и разработчиков то и дело слышатся упреки — справедливые или не очень? Возможно, потому, что тот, кто создает учебник, все же должен слушать, слышать и понимать тех, кто по нему в последствии будет учиться и учить. И при этом не забывать о главной функции пособий – образовательной. 

И здесь важна золотая середина. Чтобы, с одной стороны, образование для школьника не стало легкой прогулкой, поскольку в таком случае он попросту не сможет получить достаточное для своего развития количество знаний, умений и навыков. С другой же, учебник не должен превращаться в непролазные дебри из наукоемких терминов, объемных определений и лишней информации. 

Сегодня «СГ» дала возможность высказаться тем, кто так или иначе заинтересован в создании по-настоящему качественных, доступных, интересных и эффективных учебников. Возможно, это не полный круг тех, кто мог бы участвовать в дискуссии. Поэтому точку мы не ставим и приглашаем к обсуждению всех, кому есть что сказать по этому поводу.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter