Нет кадров на селе? Вырастим свои!

В Хотимском районе не испытывают недостатка в дипломированных культработниках.

В Хотимском районе не испытывают недостатка в дипломированных культработниках.

Бабушки из деревни Клин, среди которых нет моложе семидесятилетних, наверное, не вполне понимают значения того, что они стали “нематериальной историко-культурной ценностью” нашей страны. Но именно такой статус получил народный фольклорный коллектив местного Дома фольклора и песенного наследия. Собравшись однажды на вечерние посиделки, они и не думали идти в артистки. Как обычно, посудачили о местных новостях, потом, — и тоже по заведенной традиции, — запели слышанные еще в детстве бабушкины да материнские песни. А в песнях тех — и радости, и печали, и юмор, и задор — все, чем веками жила деревня.

Но однажды услышала эти песни новая заведующая клубом. И предложила тогда еще не совсем старушкам выступить в концерте. Сначала над таким предложением даже подшучивали. Однако, как в любом коллективе, нашлась и среди сельчанок заводила, предложившая: “А почему бы не попробовать?..”

— С тех пор клинские артистки выступали на телевидении, участвовали в различных фольклорных фестивалях, — отмечает заместитель председателя Хотимского райисполкома Жанна Казакова.

А вспомнился этот пример в беседе с Жанной Васильевной о кадрах культработников. Во многих регионах их нехватка или невысокая квалификация сказывается не только на развитии народного творчества, но и на уровне культурного обслуживания на селе. В самом же восточном районе нашей страны такой проблемы нет. И вот, по мнению Жанны КАЗАКОВОЙ, почему.

Привлечь приезжих сложно...

— Ждать, что в наш самый отдаленный и немногочисленный район приедут выпускники вузов и училищ культурного профиля из столицы либо областного центра, значит потерять чувство реальности, — поделилась Жанна Васильевна.

Надо признать, что вся сфера культуры, — а это клубная и библиотечная системы, и школы искусств, и дома народного творчества, — существовали как-то разрозненно. Что-то делали, что-то удавалось лучше, что-то — хуже. Поэтому и отношение к ним было как к сфере непроизводственной, а следовательно, придаточной. И первое, что нужно было здесь сделать, — объединить их в одно русло и заставить поверить в то, что и они многое могут. Не только в области творчества, в вовлечении сельчан и жителей райцентра в занятия самодеятельным творчеством. Но и в смысле обновления учреждений культуры, благоустройства территорий вокруг них, внедрения в работе каких-то новинок, иных, чем прежде, подходов.

Чтобы претворить это в действительность, стали заказывать специальный автобус, на котором объезжали клубы и сельские дома культуры, смотрели порядок и благоустройство возле них, внутреннее оформление. Не обходилось и без критических замечаний, даже споров. Но сразу родился дух соперничества: кто лучше. Понравившееся перенимали. Подсмотренное в иных местах переносили к себе. В агрогородке Березки что-то школа переняла у работников Дома культуры, а что-то они позаимствовали у школы. И сложилось так, что сейчас в любое учреждение культуры не стыдно зайти, гостей привести. А в деревне Батаево благоустройство возле Дома культуры так понравилось местным жителям, что некоторые из них таким же образом оформили территории возле своих домов.

...Значит, вырастим своих!

Когда сложилась форма, стали задумываться над содержанием. Появились новые самодеятельные коллективы, кружки и клубы по интересам. Особое внимание уделили детскому творчеству. И не случайно, а с дальним прицелом. Расчет строился на том, что проявившие способности дети впоследствии поступят в вузы и культучилища, а по окончании их вернутся в родные края трудиться. Забегая вперед, скажу, что в этих расчетах не обманулись. Более того, получилось, что убили двух зайцев. Во-первых, пополнили ряды культработников, а во-вторых, значительно повысили исполнительский уровень самодеятельных коллективов, потому что в них пришли в качестве руководителей бывшие их участники, уже вооруженные знаниями в деле организации культработы. И сейчас в районе девять самодеятельных коллективов, носящих звание “народный”.

Недавно после практики уехали в свои учебные заведения две девушки-хотимчанки. Одна нынче получает диплом хореографа, вторая — в следующем году. И хоть работников такой специализации хватает, им дело найдется, — говорит Жанна Васильевна, — количество хореографических классов в сельских школах увеличится.

Конкуренция — двигатель творчества

А конкуренция среди культработников ощущается уже сейчас. В деревне Василевка, где проживают всего 67 человек, решили объединить библиотеку и клуб. При этом одна должность сокращается. А в библиотеке здесь работала женщина уже среднего возраста, но без специального образования. Так вот, еще на стадии разговоров об объединении она поступила в библиотечный техникум, чтобы не потерять работу, и уже заканчивает его.

Кстати, профориентация еще в детском возрасте принесла результат и при комплектации районного отдела по чрезвычайным ситуациям. В школьных кружках юных друзей пожарных ребята занимались так увлеченно и с таким интересом, что впоследствии несколько из них поступили в вуз по этому же профилю. И по окончании вернулись на родину.

Конечно, успех любого дела зависит от человека, который его делает. Скажем, чуть больше года пришла руководить Липовским сельским домом культуры Елена Дуняшенко. До этого была здесь простым техническим работником, но заочно окончила хоровое отделение Могилевского училища культуры. И сразу жизнь в селе изменила. Смогла молодая руководитель организовать местных женщин в самодеятельный коллектив, смогла их многому научить. И сейчас фольклорный коллектив “Липовчанка” готовится к аттестации на звание “народного”. Уверена, что получение его — лишь дело времени. Тем более что директор СДК думает о будущем, тесно работает с местной школой, вовлекая в самодеятельность ребят.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter