«Нет для меня города краше»

Михаил Саванович — о том, что в Минске радует глаз и что нет

Михаил Саванович о том, что радует глаз в Минске, о транспортной и других проблемах

Завтра белорусская столица отмечает День города. К этому празднику причастен каждый минчанин, ведь город — это прежде всего люди, в нем живущие. Наш собеседник, с одной стороны, человек, наделенный властью. С другой — просто горожанин, который вместе с остальными каждый день ходит по улицам и видит, как меняется Минск. Накануне праздника председатель Минского городского Совета депутатов Михаил Саванович (на снимке) рассказал «Р», за что любит столицу и какой хотел бы видеть ее в идеале.

— Есть ли у вас личный рейтинг городов, в которых довелось побывать, и какое место в нем занимает Минск?

— Я посетил много городов в Азии и Европе — больших и красивых. Мне очень нравится японский Сендай — изумительный город. Там умудряются строить на узеньких улочках вроде нашей улицы Карла Маркса, а из-за дефицита земли придумали двухъярусные парковки и механизмы, которые позволяют развернуть машину там, где для этого фактически нет места. Летом отдыхал в Прибалтике. Еще свежи впечатления: там рядом с красивым старым зданием можно увидеть участок с бурьяном. Почему он растет в центре города? Потому что здание принадлежит какому-то наследнику, который 70 лет здесь уже не живет и которому безразлично, бурьян или не бурьян. В Минске такого, согласитесь, нет — он ухоженный. И краше Минска для меня города нет.

— Хочется ли вам что-то изменить в его облике?

— В целом он гармоничен. Но в центре, я считаю, не должно быть старой усадебной застройки. В этом отношении показательны улицы Толстого и Могилевская: прекрасные современные здания с одной стороны и полуразвалившиеся дома — с другой.

Понимаю, что город сам не сможет их снести. Так, может, смелее отдавать их инвесторам? Под офисные и торговые помещения. Частный сектор чуть подальше от центра — на Орловской, Волгоградской — пусть остается, там есть прекрасная коттеджная застройка.

— Каких возможностей и объектов инфраструктуры, на ваш взгляд, не хватает нашим горожанам?

— Одна из основных проблем — транспортная. Масштабы ее, конечно, не такие, как, скажем, в Москве, но она есть.

Городской общественный транспорт движется так, что люди по часу добираются из спальных районов на работу. Это город не красит. В столице около 700 тысяч автомобилей. Не все улицы были изначально приспособлены к такому трафику. Чтобы снять проблему, их надо расширять. Многое уже сделано: преобразились проспект Пушкина, улицы Притыцкого, Маяковского, закончена реконструкция части Тимирязева.

Еще одна мера — строительство многоуровневых развязок. Ведь пробки, как правило, в районе крупных перекрестков. Первая в городе трехуровневая развязка на пересечении проспектов Жукова и Дзержинского уже принимает видимые очертания, строятся и другие: на пересечениях Железнодорожной и Семашко, Денисовской и Маяковского, Тимирязева и Пушкина, Ташкентской и МКАД.

Еще одна проблема — сегодня в минские дворы трудно даже зайти, не то что проехать. В этом смысле меня всегда удивляла виртуозность водителей мусоровозов, лавирующих на своих огромных грузовиках между плотно припаркованными автомобилями. Один мой знакомый, всю жизнь проработавший на машине скорой медпомощи, ушел с работы только потому, что не хватало нервов заезжать во дворы. К сожалению, эта проблема решается очень трудно. Город ежегодно строит по двадцать наземных стоянок во всех районах. У нас практически 2,5 тысячи свободных машиномест! Почему так? Да потому, что стоянки заполняются только в том случае, если находятся рядом с жилыми домами. А метров 400—500 пройти от машины до дома — ой как далеко.

— Есть ли у белорусской столицы свой символ?

— Всю сознательную жизнь считал, что это площадь Победы. Сейчас своего рода визитной карточкой города стала Национальная библиотека.

— Какой экскурсионный маршрут вы бы предложили иностранцу, впервые приехавшему в Минск?

— Я бы его провез по всему городу, чтобы показать, что у нас везде порядок — и на проспекте Независимости, и на маленькой улочке на окраине. А вообще, показал бы все исторические места, грандиозные сооружения современности. Обязательно отвез бы его на Комаровский рынок. Китайцы, например, были поражены тем, какой там порядок.

— Где вы больше всего любите совершать пешие прогулки? Хватает ли в городе мест для такого отдыха?

— Может, это и не по правилам, но люблю гулять по нашей велодорожке — вдоль речки, где утки, рыбаки, мамы с колясками.

Наверное, назрело время сделать Верхний город — улицы Интернациональную, Комсомольскую, Революционную — пешеходным. Чтобы можно было спокойно походить, посмотреть старую застройку. Но куда убрать весь транспорт с этих улиц? Сколько бы мы ни строили перехватывающих парковок в начале линий метро, чтобы люди оставляли там машины и пересаживались в подземку, никто этого не делает. Час будут ехать от дома на работу, но бросить машину за пять километров от офиса не согласны.

— Город — это его люди. Какими горожанами может гордиться Минск?

— Не так давно у нас проходил семинар по зеленому строительству. Мы объехали все районы города. Вы не представляете, как радуется душа, когда видишь обыкновенный многоквартирный дом, утопающий в цветах. Зелень у дома, в подъездах, на балконах. И сделал это не ЖЭС, а жильцы — на чистой инициативе люди благоустраивают свои дворы. А недавно вручали награды работникам системы охраны правопорядка. Людям, которые добровольно помогают другим бороться с несознательными соседями. Не за деньги, а просто так.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter