Многие считают, что кукольное искусство — детское развлечение

Нет чуда без добра

Многие считают, что кукольное искусство — детское развлечение, а для взрослых это какая-то экзотика, если бы вдруг обучили медведя выступить в роли Гамлета. Чтобы развеять это заблуждение, куклы стали доказывать свою взрослость, ударились в самые авангардные поиски и начали терять свою кукольную самостоятельность.


"Похищение сокровищ"

Молодой главный режиссер Могилевского театра кукол Игорь Казаков поставил у себя шекспировского «Гамлета» так, что мигом снял все эти вопросы. Спектакль оказался одинаково интересен зрителям всех возрастов. Он поездил по Европе, получил множество наград, однако сам режиссер остался верен своим маленьким зрителям. Сегодня самые интересные представления для тех, кому пять лет, рождаются именно в Могилеве. И есть у этих спектаклей одна важная особенность как секрет популярности от американского психолога Дейла Карнеги: «Если хотите, чтобы вам везде были рады, одарите каждого встреченного вами улыбкой — честной и доброй, идущей из глубины души». Два спектакля Казакова, привезенные в Минск на гастроли, тому подтверждение.

Незамысловатая бразильская история о целебных луковичках легла в основу спектакля «Похищение сокровищ». Детективчик для детей младшего школьного возраста вполне может восприниматься как приключение на белорусской бабушкиной фазенде, где ребятишки, дедушки и звери в абсолютно дружеских отношениях, так как понимают язык друг друга. Заграничные целебные сокровища — не что иное, как обычный лук, и если он вырос большим и крепким, его однажды с бабушкиной грядки может похитить воришка. Кто злоумышленник, предстоит выяснить героям. Актеры в комбинезонах и панамках водят ростовых кукол, маршируют, танцуют, поют, контактируют со зрительным залом. Дети легко включаются в игру, помогают обнаружить злодея, а в финале артисты выходят к зрителям с ведром лука-севка и раздают его, чтобы сейчас, весной, можно было бросить корнеплод в землю и вырастить чудесное лекарство от простуды.

Всегда интересно, как будет наказано зло, чтобы не причинить травмы детской психике. Еще знаменитый кукольник Сергей Образцов однажды заметил: «Сила воздействия иносказательного искусства кукол, сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только знать эту силу, но и быть осторожными, чтобы вместо пользы не причинить вреда». Конечно, напичканных кинематографическими страшилками подростков ничем не испугаешь. Пятилетние малыши пока еще доверчивы и наивны. Именно о них театру надо особенно беспокоиться, чтобы не разочаровать, а наоборот увлечь своим искусством. Заметила, что во многих спектаклях могилевскому актеру Николаю Стешицу достаются роли злодеев, а у него добрые глаза и покоряющая улыбка. Он хорошо чувствует детскую аудиторию, может легко усмирить любых шалунов и улыбнуться, чтобы стало весело и не страшно. Так он играет воришку-авантюриста в «Похищении сокровищ».

В основе спектакля «Самый маленький самолет на свете» — житейские и философские отношения больших и маленьких. Из-за своих размеров страдают и те, и другие, становясь объектом насмешек. Детям эта проблема хорошо понятна, они часто попадают в переделки из-за маленького роста или больших амбиций. Нашелся добрый мальчишка, который помог встретиться маленькому Пенсионеру и огромной Собаке, чтобы они почувствовали себя нужными и счастливыми.

У театра значительный «сказочный» опыт. Он умеет не перегружать головы мудреностями в ущерб художественности. Иногда бывает так, что сказочную историю, предназначенную для воспитательного момента, артисты легко превращают в капустник или отяжеляют сложными иносказаниями. Детям капустно-пародийные тонкости вряд ли ясны. Хорошо, что все создатели названных спектаклей знают и любят детей. Оба сюжета разыграть и сделать доступными совсем не сложно. А вот ненавязчиво заставить сделать необходимые выводы труднее. Здесь должно быть безупречное понимание детской психологии, без приседания на корточки и игры в поддавки. Многие актеры, как и постановочная команда — режиссер Игорь Казаков, автор и композитор Светлана Залесская-Бень, художник Татьяна Нерсисян, умеют это делать, превращая доброту в чудо.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter