Льготные кредиты на жилье возвращаются

Несвоевременные мысли о квадрате

О льготных кредитах на жилье
После недолгого перерыва льготные кредиты на жилье возвращаются. Это главная особенность программы жилищного строительства на будущий год. Всего в стране планируется построить 5 миллионов «квадратов» жилплощади. Без инфраструктуры на это, по расчетам Правительства, понадобится около 45 триллионов рублей, из которых более 23 триллионов — кредиты банков. И преимущественно все — в той или иной степени льготные.

Поясню на примере. Сегодня государство уменьшает существующие рыночные процентные ставки (минимум — 35 процентов годовых) только для строго определенных категорий граждан, обозначенных в указе Президента № 13 от 6 января 2012 года. Это многодетные семьи, военнослужащие, молодые семьи с двумя детьми, граждане, задержавшиеся более 10 лет в общежитии, — всего насчитала 19 социально незащищенных групп. Для них, причем строго по очереди, в наступающем году предусмотрели немногим более 7 триллионов рублей льготных кредитов. Плюс финансовые учреждения, которые уполномочит Нацбанк, еще почти 9 триллионов выдадут под проценты, уменьшенные на половину ставки рефинансирования. Это если нынче ставка рефинансирования 20 процентов, то, следовательно, на 10 процентов уменьшится вознаграждение банку, а потери компенсирует бюджет. Таким образом, вместо 35 процентов клиенты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, получат деньги под 25 процентов годовых. Неплохое подспорье. Чем оно продиктовано, нетрудно понять. Объемы кредитования строительства и реконструкции жилья, планировавшиеся на уходящий год на общих основаниях, не востребованы. За 10 месяцев Беларусбанк выдал всего 350 миллиардов рублей из запланированных на год 743 миллиардов. Дорого. Вот спроса и нет. Попытка удешевить деньги, направленные на благие цели, — отличная идея. Однако тут, как говорится, важны нюансы.

Если 9 триллионов пойдут в уже сформированные ЖСПК на кредитование семей, которые, предположим, потеряли право на льготные кредиты по 13–му указу, либо докредитование многодетных семей, строящихся по госзаказу, то большой проблемы в том нет. И долгостроев избежим. Такие деньги можно считать связанными, погоду на рынке жилья они сделают вряд ли. Но вот если средства будут просто распределяться нуждающимся в улучшении жилищных условий и те с ними выйдут на свободный рынок, то повторения ситуации 2013 года явно не избежать. Тогда, если помните, цены на жилье, особенно в Минске, выросли в полтора раза. До 1,5 тысячи долларов в эквиваленте в новостройках и до 1,7 — 2 тысяч на вторичном рынке. И, кстати, на достигнутых отметках и зафиксировались, когда программа кредитования под 14 — 16 процентов годовых была свернута. Одно обнадеживает: база у нас теперь другая и рост цен окажется не столь значительным. К тому же 25 процентов — это не 14 и 16.

Вторая особенность жилищной программы — упор на арендное жилье. Минск, в частности, берется возвести около 30 доходных домов. Более 147 тысяч кв. метров. Сравните: с господдержкой в городе будет построено 400 тысяч «квадратов». Серьезность намерений налицо. Одно огорчает: реальны ли планы? В нынешнем году город грозился сдать в аренду не менее 100 тысяч новых квадратных метров, а построил за 10 месяцев меньше половины. Республиканский бюджет не дал денег, а местного не хватило.

Хотя арендное жилье — очень грамотное и экономически оптимальное решение проблемы. Поскольку попытки государства обуздать квартирный вопрос с помощью искусственного удешевления ставок по кредитам для обеспечения нуждающихся собственной недвижимостью привели к прямо противоположным результатам. Очередь на жилье не только не уменьшалась, а интенсивно росла. На досуге подсчитала: с 2000 года в стране построено 65 миллионов квадратных метров жилплощади, или примерно 800 тысяч квартир. Если в каждую умозрительно заселить среднестатистическую семью — папа, мама, ребенок, то выходит: жилье получила каждая четвертая семья в стране и каждая третья в Минске, где за эти годы возведено около 200 тысяч квартир.

Но что имеем на выходе? Очередь нуждающихся снова около 800 тысяч семей, из них более 230 тысяч — в Минске. Причем граждане, пребывающие в списках исполкомов с 1988 — 1989 года, так и не дождались новоселья. И это при отсутствии прироста населения. О чем говорят цифры? Когда в законодательстве, тем более в жилищном, есть льгота, то обязательно найдутся люди, которые попробуют ею воспользоваться, не имея на то достаточных оснований или в обход ранее стоящих. В итоге государство помогает строиться и получать в собственность квартиры по сходной цене тем, у кого на это есть деньги. Приятно. Только при чем здесь социальная политика заботы о тех, у кого действительно есть острая нужда в крыше над головой, но нет средств, чтобы приобрести недвижимость?

Между тем, если бы мы построили эти 65 миллионов квадратных метров как арендные и предоставили нуждающимся в улучшении жилищных условий гражданам по нынешней сходной цене в 30 тысяч рублей за квадратный метр, то сегодня не пришлось бы думать, где искать деньги на жилищную программу и модернизацию промышленности. Арендная плата за 65 миллионов «квадратов» составила бы 24 триллиона рублей, из них 5 триллионов заработал бы минский бюджет. Это половина стоимости жилищной программы 2015 года.

aelita@sb.by

Советская Белоруссия №225 (24606). Среда, 26 ноября 2014.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter