Несвижский ренессанс

После реставрации дворец станет по-средневековому разноцветным, а туристам предложат пожить в бывшей княжеской конюшне Событие последнего десятилетия: на днях завершены работы по реставрации ратуши на центральной площади Несвижа.
После реставрации дворец станет по-средневековому разноцветным, а туристам предложат пожить в бывшей княжеской конюшне

Событие последнего десятилетия: на днях завершены работы по реставрации ратуши на центральной площади Несвижа. Вновь, как и три столетия назад, ратуша стала символом городской самостоятельности и самосознания. Именно так. Всегда ведь считалось, что любой европейский город начинается с ратуши. И в завершении нынешней реставрации многие жители Несвижа видят символ нового городского ренессанса. В последний раз нечто подобное творилось здесь в 70-х годах позапрошлого века, когда рачительная Мария де Кастелян принялась приводить в порядок возвращенное семье родовое гнездо. К слову, тот вариант реконструкции, которую она провела, замкнув отдельные строения замка - Каменицу, Арсенал, Въездную браму, галереи в единое кольцо, стал идеалом нынешних реставраторов. Напомним, супруга XIV ордината Несвижа Антония Вильгельма Радзивилла после того, как наследникам Радзивиллов разрешили вернуться в секвестрированный после войны 1812 года замок, провела большой ремонт в замке и окрестных строениях, основала парк, частично сохранившийся до сих пор.

Сенсации маленькие и большие

В реставрации всегда бесценны архивы. В свое время хозяйство у Радзивиллов велось масштабно и аккуратно - поэтому сохранилось немало описаний и инвентарей дворца. Но беда в том, что сильно разбросаны они по миру. Известно, что какие-то чертежи Несвижского замка есть даже в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. После 1939 года архив рода разъехался по всему свету. Некоторая часть документов находится в Национальном историческом архиве Беларуси и в Польском архиве древних актов. Немало исследователей работают сейчас над их изучением. И вот совсем недавно случилось то, что между собой и ученые, и архитекторы уже назвали маленькой сенсацией: Светлана Адамович в Польше обнаружила доселе неизвестные чертежи замка, выполненные в XIX столетии.

- Уникальность находки в том, что, во-первых, найдено 2 комплекта неизвестных доселе чертежей! - научный руководитель реставрации Сергей Александрович Друщиц не скрывает восторга. - По-видимому, они выполнены разновременно. Одни - на старопольском, другие - на немецком... Во-вторых, несмотря на то что Радзивиллов изучают уже очень много лет и немало ученых даже написали диссертации по ним, эти чертежи еще ни разу не были в научном обороте! Кроме "бумажной" сенсации, есть еще открытия и вполне осязаемые. Исследователи обнаружили древнюю систему фортификации замка, которая проходила когда-то по всему ее периметру и была засыпана еще в XVIII веке. Впрочем, о том, что она существовала, все знали: на первом изображении дворца - гравюре Томаша Маковского 1602 года - каменные двухуровневые укрепления хорошо видны. Но прежде считалось, что они были полностью уничтожены шведами. Ведь известно, что шведы изрядно похозяйничали в замке - в 1706 году почти две недели взрывали они его оборонительные сооружения. Прежде ученые могли лишь гадать о том, что хранит земля. Реставрация же позволила наконец провести масштабные исследования. Результаты превзошли все ожидания: в нескольких местах, где наугад копали археологи, обнаружены отлично сохранившиеся кирпичные конструкции оборонной стены. Уже сейчас, даже не завершив исследования, ученые говорят об огромной значимости этого открытия. Самым, пожалуй, интригующим открытием последнего года можно назвать второй, нижний уровень хитросплетений подземных ходов. Прежде был открыт, очищен только небольшой фрагмент верхнего уровня. Что удивительно - тайные ходы оказались в отличной сохранности. И при общей влажности всего замка (в "санаторские" времена здесь была нарушена система влагоотведения) подземные ходы выглядят весьма сухими и прочными. Судя по количеству тайных подземных троп, уже не приходится сомневаться в том, что был и самый главный, спасительный ход: тот, что выводил из замка в безопасное место, за пределы оборонительных сооружений. Дело осталось за малым - найти его.

Свинцовые переплеты... бытия

Сроки ввода очередей дворца в эксплуатацию обозначены жестко. Но это вовсе не означает, что все работы будут завершены уже в 2006 году. Восстановление интерьера, декора будет продолжаться еще много лет. Станет полегче и с "квартирным" вопросом: в замке предполагается создание нескольких элитных гостиничных номеров. Более демократичная же гостиница с умеренными ценами и небольшими номерами разместится на замковой территории в помещении бывшей княжеской конюшни.

Сейчас, например, большим белым пятном для реставраторов остается монументальная живопись. Ее еще даже не начинали изучать. Да и неразумно это было бы - вперед строительных работ. Предварительные исследования художников и специалистов физико-химической лаборатории показывают, что на стенах замка "читается" до 20 слоев краски.

Нынешнюю же исследовательскую работу Сергей Друщиц называет рутинной

: - Это как в медицине - для верной диагностики сначала надо собрать все анализы: оценить состояние конструкции, живопись, декор. Кстати, нас по-настоящему поразила продуманность замковой "столярки". Несмотря на то что окна были в тяжелых свинцовых переплетах, существовала оригинальная система открывания и фиксирования окон. Огромные оконные рамы открывались легко. Справиться могла даже хрупкая женщина. Думаю, кое-что из сохранившихся секретов мы сможем восстановить.

К сожалению, не только радостные открытия являет замок. Хозяев у него было множество. Порой и не хозяев вовсе, а так - временщиков. Еще в 70-х годах прошлого века "Белреставрация" делала фотофиксацию замка. Фотографии сохранили старинные печные изразцы голландской работы. Очаровательные пасторали, выполненные средневековыми художниками: ни один сюжет на них не повторялся. Сегодня такие - исключительный раритет. Так вот, эти самые плитки, безо всякого согласования со специалистами, просто взяли и заменили обычным советским кафелем!.. Друщиц признается, что заветная мечта реставраторов - найти ту свалку, куда могли быть выброшены старые изразцы (немало строительного мусора еще с радзивилловских времен сбрасывалось за замковым рвом). Не удивляйтесь - большинство кафельных плиток, которыми когда-то были отделаны дворцовые печи, реконструируются именно по таким вот находкам из мусорных куч...

Недавно в одной из комнат под слоем более позднего покрытия были обнаружены значительные фрагменты паркета, который клали еще при Радзивиллах. Сейчас его изучают реставраторы - скорее всего, в обновленных дворцовых залах будет именно такой паркет, реконструированный по уцелевшим образцам.

- Что же касается внешней отделки здания, здесь пока не все определено, - продолжает Сергей Александрович. - Кроме одного: от нынешнего желтого цвета не останется и следа. Въездные ворота очень долго назывались Красными... Это были живые средневековые краски. Открытые, яркие, откровенные. Как сама жизнь тогда, наверное. Наша задача сейчас - найти возможность передать это настроение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter